Interested Article - Аввакум (пророк)

Икона из Кирилло-Белозерского монастыря, XVII век
Могила Аввакума в Кадарим
Могила Аввакума в Туйсеркане

Авваку́м ( др.-евр. חֲבַקּוּק ‏‎, Хавакук , греч. Αμβακουμ , лат. Abacuc ) — ветхозаветный пророк, восьмой из двенадцати «малых» пророков ; автор названной его именем книги, предсказавший приход Мессии и пленение Иерусалима ( Книга пророка Аввакума ). Память 2 декабря в Соборе св. праотец и в 1-ю Неделю Великого поста ; пам. зап. 15 янв) .

Имя

О значении еврейского имени пророка Хаваккук, которое дважды упоминается в книге (Авв 1. 1; 3. 1), у исследователей нет единого мнения. Иудейская традиция ( Зогар 1. 7; 2. 44-45), Иероним Стридонский и некоторые толкователи XIX—XX вв. (свящ. А. Глаголев , архиепископ Варфоломей (Ремов) имя «Аввакум» возводят к ивр. חָבַק‎ ḥāḇaq «обнимать»; ряд учёных (М. Нот, У. Олбрайт и др.) выводит имя пророка из аккад. ḫambaqūqu «название душистого садового растения» .

Жизнь

Достоверных сведений о жизни Аввакума не сохранилось. В неканонической части Дан 14. 33-39 имеется рассказ об Аввакуме, который принес еду пророку Даниилу , брошенному в ров со львами. По греческому надписанию этой легенды о Виле и драконе (Дан 14 (LXX), Аввакум был сыном некоего левита Иисуса. Согласно иудейской традиции, матерью Аввакума была сонамитянка , которой пророк Елисей (кон. X — нач. IX в. до н. э.) предсказал, что она через год будет обнимать сына (4 Цар 4. 16) (Зогар 1. 7; 2. 44-45). В жизнеописании пророков, возможно восходящем к более раннему еврейскому источнику, и дошедшем до нас в разных редакциях, приписываемых святым Епифанию Кипрскому , Дорофею Тирскому и Исихию Иерусалимскому, сообщается, что Аввакум был родом из колена Симеонова , сыном некоего Асафата из Бетхозера, пережил взятие Иерусалима, и умер всего за два года до возвращения евреев из плена. Его могила находилась в городе Кеиль (Eusebii Onomasticon 114. 15, но есть и указание на город Габату — Onomasticon 70. 23). О захоронении Аввакума в его родном городе (Бетхозере) сообщает Псевдо-Епифаний (De vita prophetarum. 16).

На основании свидетельства самой книги местом проповеди Аввакума считается Иудея , возможно Иерусалим (ср. Авв 2. 7). Время его служения определяется предсказанием о нашествии халдеев (Авв 1. 6) и описанием состояния иудейского общества, в котором, несмотря на царившее беззаконие, продолжалось храмовое богослужение. Это пространное указание позволяет датировать служение пророка по-разному: временем правления царей Езекии (Юнгеров — между 714 и 700), Манассии (Глаголев, еп. Палладий), Иоакима и эпохи халдейского нашествия (ок. 650 до 590 — доминирующая в научной литературе датировка).

Книга пророка Аввакума

Надписания (Авв 1. 1; 3. 1) делят Книгу пророка Аввакума на 2 части. «Пророческое видение» относится к первым 2 главам, основной темой которых является предсказание о грядущем нашествии халдеев и обличение неправедных народов; «Молитва Аввакума, пророка, для пения» выделяет теофанический псалом, изображающий грядущего на суд Господа (Авв 3). Композиционно книга состоит из 3 частей. В первой (1. 2-2. 5) ставится центральная богословская проблема всей книги — проблема теодицеи : как Творец, правящий миром и историей, может допускать притеснение праведных (1. 11-12) нечестивым народом. В ответ на «плач» о насилии и беззаконии в Иудее (1. 2-4) Бог даёт пророку предсказание о нападении халдеев, посланных им как наказание (1. 5-11) с целью восстановить Закон (1. 12б). Пророк оплакивает насилие, творимое нечестивым народом халдеев (1. 12-17), и получает ответ-обетование Господа, раскрывающий Промысл Божий в истории: всё насилие и высокомерие врагов будет уничтожено, спасён же будет тот, кто верен Богу (ст. 2. 1-5; особенно ст. 4). Господу подчиняются и языческие державы, которые он использует как инструмент своего промыслительного действия в истории — с целью восстановить закон — и которые сами потом становятся объектом его карающего суда.

Во второй части это обетование конкретизируется в 5 проклятиях халдеям (2. 6-20) за их жестокость, беззаконие и идолопоклонство.

Третья часть — «молитва пророка Аввакума» (3. 1-19) — изображает пришествие Судии мира, и толкуется христианской традицией как содержащая мессианские предсказания о боговоплощении Иисуса Христа (3. 3).

Пророчества его, состоящие из трёх кратких глав, составляют 8-ю книгу сборника 12 Малых пророков ( трей-асар ) в еврейском каноне . Время и место деятельности Аввакума с точностью не обозначено; но из содержания его речей, в которых он жалуется на угнетение слабых сильными и говорит ( Авв. ) о завоевательных походах халдеев , можно заключить, что он жил во время первого нашествия халдеев на Иерусалим , при царе Иоакиме .

Примечания

  1. В. В. Василик, А. Ю. Никифорова, И. А. Журавлёва. // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 79-83. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
  2. Hirsch, Emil G. (1906). . JewishEncyclopedia.com . из оригинала 26 ноября 2022 . Дата обращения: 25 ноября 2023 .

Литература

Источник —

Same as Аввакум (пророк)