Interested Article - Unigenitus

Unigenitus лат. «Единородный Сын») — название буллы , сыгравшей крупную роль в истории янсенизма .

История

Когда после смерти Антуана Арно , в 1694 году , положение вождя янсенистов занял ораторианец Пасхазий Кенель , янсенистский спор, затихший было, вновь оживился. Кенель уже раньше опубликовал свой «Новый Завет с моральными размышлениями», но эта книга не возбуждала никаких подозрений, и шалонский епископ Ноай даже дал ей своё одобрение. Несколько времени спустя иезуиты обратили на неё внимание и открыли в ней явные следы янсенистских воззрений. Немедленно книга была представлена на суд папской курии , нарядившей специальную комиссию из доминиканцев (иезуиты не были допущены, так как будто бы опасались их пристрастия), которая и осудила её в 1708 году . Два епископа сейчас же запретили её чтение в своих диоцезах , но Ноай, сделавшийся к тому времени архиепископом парижским и не желавший прямо вступить в противоречие со своим прежним отношением к книге, потребовал, чтобы приговор комиссии был пересмотрен. Климент XI согласился, но и на этот раз, после тщательного исследования, осудил 101 положение из «Моральных размышлений». Это постановление было обнародовано, в виде буллы Unigeuitus, в 1713 году . Ноай не мог больше противиться и запретил в своей епархии книгу Кенеля; но так как некоторые из осуждённых положений, взятые вне контекста, не представляли собой ничего еретического, то он вновь попросил у папы объяснений, прежде чем окончательно принять буллу.

Тут в дело вмешалась мадам де Ментенон ; поддаваясь влиянию своей чересчур ортодоксальной супруги, Людовик XIV приказал парламенту зарегистрировать буллу. Созвать местный собор, который должен был покончить с вопросом в том смысле, в каком этого хотела Ментенон, старому королю помешала смерть. Беззаботный насчет всяких ересей регент герцог Орлеанский сразу отстранился от религиозного спора, и общество стало менять своё отношение к булле. Богословские факультеты Парижа , Реймса , Нанта , раньше признавшие буллу, отказались от неё; четыре епископа приготовили апелляцию к ближайшему вселенскому собору; к ним присоединились 100 докторов богословия из Сорбонны , с Ноайлем (уже кардиналом) во главе. Климент XI поспешил издать новую буллу « » (1718), которая отлучила от церкви всех, не подчинявшихся булле Unigenitus.

Ни папе, ни регенту, которому надоели препирательства, связанные с буллой, не удалось, однако, достигнуть умиротворения. Не большим успехом увенчались и старания латеранского собора 1725 г.

Последствия

Франция разделилась на два лагеря — сторонников буллы и противников её; первых поддерживало правительство, вторых ободряло сочувствие со стороны парламентов. Движение вошло в новую фазу, когда в 1727 году умер дьякон Парис, принадлежавший к противникам буллы. На его могиле стали происходить сцены, напоминавшие эпоху самой ярой религиозной экзальтации: чудеса, исцеления, специального рода конвульсии. Янсенизм стал принимать характер эпидемии, но это дискредитировало его в глазах серьёзных людей. От него отшатнулся в 1728 году его верный защитник, хотя и не разделявший учения его по существу — кардинал де Ноай, а с ним целый ряд прелатов. Только три епископа , парламенты и адвокаты продолжали протестовать против буллы. Таким образом, приверженцы янсенизма разделились на два течения: внизу движение приняло характер секты, наверху, преимущественно среди судебного сословия, оно создало политическую по характеру партию, которая стояла за вольности галликанской церкви и питала непримиримую ненависть к иезуитам. Кардинал Флёри , стоявший тогда во главе управления, изъял из ведения парламентов все дела, касавшиеся янсенизма, а когда парламенты и адвокаты забастовали, засадил в тюрьму главу непокорных. Это подействовало: парламенты стали вновь заседать, а народ, скандализованный быстрым переходом от упорства к покорности, почти совсем потерял интерес к движению. Ещё десятки лет, однако, янсенисты отстаивали против правоверных свои положения, и парламенты зачастую приходили к ним на помощь.

В Нидерландах образовалась так называемая утрехтская ересь , которая осуждала янсенизм, признавала верховенство папы, но все-таки отказывалась принять буллу Unigenitus .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Источник —

Same as Unigenitus