Дэвидсон, Бэзил
- 1 year ago
- 0
- 0
Бэ́зил Клайв Дир ( англ. Basil Clive Dear ; 1 января 1911 , , Эссекс , Великобритания — 23 марта 1971 , Лондон , Великобритания), известный как Бэзил Дирден ( Basil Dearden ) — английский актёр, кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Лауреат и номинант многочисленных международных и национальных кинофестивалей.
Бэзил Клайв Дир родился 1 января 1911 года в местечке Эссекс ) в семье предпринимателя Чарльза Джеймса Дира. Он рано бросил школу, чтобы работать в качестве офисного мальчика в лондонской страховой компании .
(Опыт участия в любительских спектаклях привёл его к работе с Ben Greet Company и назначению помощником режиссёра в Большом театре Фулема . В 1931 году он стал работать у импресарио Бэзила Дина ( англ. Basil Dean , 1887—1978), который стал его наставником. К середине 1930-х годов интересы Дирдена и Дина сместились от театра к кино, они стали работать в Ealing Studios (носила тогда название Associated Talking Pictures ), где Бэзил Дин был автором и редактором сценариев, создателем диалогов, ассистентом режиссёра. В попытке избежать путаницы в именах со своим учителем и отдавая дань уважения его протекции Бэзил Дир изменил свою фамилию на Dearden .
После ухода Бэзила Дина со студии Дирден остался в Ealing Studios, стал продюсером трёх фильмов Джорджа Формби , а затем сорежиссёром трёх фильмов с участием комедийного актёра
, который также стал сорежиссёром этих фильмов . В 1943 году Дирден снял свой первый полноценный самостоятельный фильм «Колокола смолкли», который прославляет героизм тех, кто работал в противопожарной службе во время войны . Арт-директором фильма выступил продюсер, сценарист и режиссёр студии , который начал плодотворное творческое сотрудничество с Дирденом, продлившееся почти тридцать лет . В 1945 году Дирден снял новеллы «Кучер катафалка» и «Linking narrative» в новаторском коллективном фильме ужасов «Глубокой ночью».Дирден и Рельф стали самыми плодовитыми режиссёрами Ealing Studios. В отличие от большинства своих современников они легко укладывались в бюджет и всегда работали в соответствии с графиком съёмок .
Последним фильмом Дирдена стал Хитроу , — том самом шоссе, где герой Роджера Мура в его последней картине разбивается в самом начале фильма. Бэзил Дирден умер 23 марта 1971 года в Лондоне, в больнице Hillingdon Hospital, от многочисленных травм, полученных в дорожно-транспортном происшествии.
, снятый в 1970 году. По иронии судьбы в 1971 году Дирден попал в автокатастрофу на автодороге М4 вблизи аэропортаДирден и Рельф в целом ряде своих фильмов исследовали серьёзные социальные проблемы, придерживаясь подчёркнуто либеральной точки зрения с трогательной верой в национальные институты и государственную власть. К таким «социальным» фильмам относятся: «Фрида» (1947), «I Believe in You» (1952) и «Неистовые игры» (1958). Все они имеют дело с проблемами, связанными с молодежью, преступностью и профилактикой правонарушений.
Фильм « Синяя лампа » (1950) анализирует деятельность лондонской полиции в борьбе с новым типом молодых преступников, появившихся после II мировой войны. Сюжетный ход финала фильма созвучен фильму 1931 года «М», — в обоих случаях преступное сообщество выявляет убийцу, отступившего от кодекса чести сообщества. Критика в адрес фильма прозвучала со стороны журнала Sight & Sound , редактор которого обвинил авторов фильма в лицемерии и покровительственном тоне при создании образов персонажей из среднего класса. Фильм стал основой для телесериала (432 эпизода) BBC (1955—1976) и получил премию BAFTA «Лучший британский фильм года», был представлен на Венецианском кинофестивале 1950 года . Свою первую значительную роль в фильме сыграл Дерк Богард .
Фильм « Сапфир » (1959) показывает взгляд британского чёрного сообщества на белый расизм . Полиция в ходе расследования определяет, что жертва преступления была мулаткой с белой кожей. Выясняется, что это ставило её вне общения с белыми и чернокожими англичанами. Фильм был удостоен нескольких национальных кинематографических наград, в том числе премии BAFTA в номинации «Лучший британский фильм года».
Фильм «Жертва» (1961) фокусируется на преследовании гомосексуалистов английским обществом. Герой Дерка Богарда, лондонский адвокат, расследуя смерть друга, выходит на группу вымогателей, шантажирующих гомосексуалистов . Он сам становится жертвой шантажа, но помогает полиции изобличить преступников. Реакция на фильм в Великобритании была противоречивой. Считается, что он сыграл важную роль в либерализации британского законодательства в отношении гомосексуалистов. Фильм вошёл в историю кино как образец «британского социального реализма».
Кроме этих «серьёзных» фильмов в творчестве режиссёра присутствуют ленты, где достаточно серьёзная тема сочетается с откровенно приключенческим сюжетом. Фильм «Добрый бандит» (1952) рассказывает о ирландском национализме , «Жизнь за Рут» (1962) исследует конфликт между современной медициной и фундаменталистской религиозной верой , «Ловцы душ» (1963) — тему промывания мозгов и ответственности учёного за своё открытие, «A Place to Go» (1963) — типичная молодёжная драма.
Режиссёру принадлежат многочисленные детективы , триллеры , комедии и мрачные костюмированные драмы: «Сарабанда для мёртвых любовников» по повести австралийской писательницы и политической деятельницы Helen de Guerry Simpson (1948, трагическая история любви принцессы Ганноверской Софии Доротеи и шведского дворянина Филиппа Кёнигсмарка , разыгрывающуюся в интерьерах XVII века ) — первый фильм Technicolor на Ealing studios , «Тайный партнер» (1961), «Соломенная женщина» (1964, история сиделки богатого старика, которую племянник богача уговаривает выйти замуж за своего пациента, вслед за этим её обвиняют в его убийстве; в фильме сыграли Джина Лоллобриджида и Шон Коннери ), «Маскарад» (1965) и «Бюро убийств» (1969, по неоконченной книге Джека Лондона , писатель Роберт Л. Фиш завершил книгу, опираясь на оставленные наброски и черновики автора), «Джихад» (фильм посвящён военным действиям между английским генералом Чарльзом Гордоном и объявившим священную войну европейцам мусульманским лидером Махди ), «Человек, который ловил самого себя» (1970, Associated British Picture Corporation , по роману Энтони Армстронга; мистическая история о двойнике, вытесняющем реального человека из его жизни, ремейк телевизионного фильма Альфреда Хичкока «Случай с мистером Пелхэмом» ( англ. The Case of Mr. Pelham ).
Фильм «Лига джентльменов» (1960, снят по одноимённой новелле Джона Боланда; удостоен ряда национальных и международных кинопремий) снят уже после того, как Дирден и Рельф оставили студию Ealing Studios и перешли на Allied Film Makers . Уволенный из армии высокопоставленный офицер организует банду отставных военных. Целью грабителей является крупный банк. Режиссёру удалось собрать отличный актёрский ансамбль. Фильм стал кассовым хитом .
Дирден снял несколько эпизодов в сериале «Сыщики-любители экстра класса» ( англ. Persuaders ) c участием Роджера Мура и Тони Кёртиса .
Кинокритик Тереза Фитцджеральд назвала Дирдена архетипичным британским режиссёром, мастеровитым ремесленником, который довёл до предела как сильные, так и слабые стороны национального кинематографа .
Был дважды женат: на актрисах Маргарет Уорд и Мелиссе Стриблинг . Во втором браке у режиссёра было два сына: специалист по спецэффектам Торквил Дирден и сценарист и режиссёр Джеймс Дирден (родился 14 сентября 1949 , его фильм «Pascali’s Island» в 1988 году был представлен на Каннском фестивале).