Отелло (фильм, 1955)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Отелло» ( англ. Othello ) — фильм режиссёра Оливера Паркера , экранизация одноименной трагедии Шекспира , вышедшая в прокат 15 декабря 1995.
Режиссёрский дебют Оливера Паркера, выступившего также в качестве сценариста. В тексте пьесы им были сделаны значительные сокращения, по мнению критиков, чрезмерно упростившие сюжет . Были добавлены сцены, отсутствующие в оригинале: постельная сцена первой брачной ночи Отелло и Дездемоны , сцена измены Дездемоны с Кассио , воображаемая мавром, танец Дездемоны на пиру в честь победы над турками, сцена, изображающая раненых Родериго и Кассио в лазарете, и финал, в котором тела Отелло и Дездемоны вместо предания земле на месте или транспортировки в Венецию, сбрасывают в море.
Американская постановка с британскими, французскими и итальянскими актёрами. Картина снималась в Венеции и в в Риме. После малобюджетных независимых постановок и Яфета Котто это третья экранизация пьесы Шекспира с темнокожим актёром в роли венецианского мавра.
В США картине был присвоен прокатный рейтинг R (по причине наличия сцен насилия, частичной наготы и сексуальных сцен).
Фильм провалился в прокате и получил плохую прессу в США. Роджер Эберт отметил в своей рецензии, что картина неизбежно вызывала ассоциации с недавним скандальным делом О. Дж. Симпсона . Сценарий он сравнил с набором цитат из . из The New York Times охарактеризовала действия сценариста, выбросившего одни сцены и переставившего местами другие, как «непростительное самоуправство» .
Американские критики похвалили лишь игру Кеннета Браны, известного специалиста по шекспировскому театру, уже снявшего к тому времени « Генриха V » и « Много шума из ничего », и готовившегося поразить мир своей интерпретацией «Гамлета». На фоне прочих малоубедительных персонажей его мастерские каденции и легкость диалогов смотрятся особенно выразительно . Тем не менее Эберт раскритиковал гомоэротический тон и язык тела, использованный для решения образа Яго, выглядящего в этом фильме более заинтересованным в соблазнении Родриго, чем в устранении мавра, к каковой задаче он относится, как к забавной шахматной партии .
По мнению Риты Кемпли из The Washington Post , начинающий режиссёр предоставил слишком большую свободу самовыражаться игривому Бране, и тот, в результате, «перетянул одеяло на себя», превратившись в главного героя фильма, который поэтому следовало бы назвать «Этот чертов Яго» ( That Darned Iago ) . Высказывались подозрения и о том, что Брана мог заменять Паркера в кресле режиссёра .
Лоуренс Фишберн выглядит неуверенно с самого начала фильма, он неубедителен в любовных сценах с Дездемоной, не кажется счастливым мужем, и несколько переигрывает, пытаясь изображать военачальника . Эберт также объясняет это сильно урезанным сценарием, оставляющим мало места для демонстрации характера, который в результате получается несколько схематичным. Резкий переход от трезвой рассудительности к слепой ревности остается для этого персонажа необъяснимым .
Относительно актерского таланта Ирен Жакоб ни у кого нет сомнений . Критик The New York Times объясняет выбор этой актрисы впечатлением «абсолютной чистоты и порядочности» , которое она производит, что, по мнению постановщика, должно было придать контрастности необоснованным подозрениям мавра. При этом, по общему мнению, Жакоб, подводит её франко-швейцарское происхождение, не позволяющее свободно и естественно произносить английский барочный текст Шекспира . Сцена удушения, в которой умирающая Дездемона, до конца остающаяся любящей женой, дарит своему супругу последнюю ласку, признана одной из немногих удачных находок фильма .
Фишберн и Жакоб, несмотря на все старания, не производят впечатления влюбленной пары. Критик The Washington Post отметил, что актерам некомфортно находиться вместе, и действия Яго в картине таким образом приобретают неожиданное оправдание, ибо «такую любовь надо остановить» .
В целом, по мнению Эберта, у Паркера получился фильм о проблемах межрасовых любовных отношений, при том, что в пьесе Шекспира трагедия Отелло и Дездемоны имеет более универсальный смысл .
В 1996 году фильм номинировался на премию Гильдии киноактёров США в категории « лучшая мужская роль второго плана » (Кеннет Брана) и на премию NAACP Image Award в категориях «лучший фильм» и «лучший актер» (Лоренс Фишберн).