Interested Article - Отелло (опера Россини)
- 2021-06-16
- 1
Отелло ( итал. Otello ossia Il moro di Venezia ) ― опера Джоаккино Россини в 3-х действиях. Либретто Франческо Берио ди Сальса по одноимённой пьесе Шекспира . Премьера состоялась 4 декабря 1816 года в Неаполе , на сцене королевского театра « » ( Отелло — Андреа Нодзари , Дездемона — Изабелла Кольбран , Родриго — Джованни Давид , Яго — , Эмилия — Мария Манци , Брабанцио — , Дож Венеции — Гаэтано Кидзола).
История создания
В 1816 году двадцатичетырехлетний Россини написал и поставил три оперы: « Севильский цирюльник » по комедии Бомарше , « » и «Отелло» по трагедии Шекспира. Заказ был сделан знаменитым неаполитанским импресарио , который пригласил его в Неаполь . В этом крупном музыкальном центре Италии Россини должен был руководить двумя театрами — Сан-Карло и . Барбайя познакомил композитора с маркизом ( 1765 — 1820 ), страстным книгочеем. Особый его интерес вызывала литература английская. Уильям Шекспир ( 1564 — 1616 ) и одна из самых знаменитых его трагедий « Отелло » ( 1604 ) вызывали у Берио восхищение. Однако, сочиняя либретто для Россини, он весьма существенно переделал Шекспира. Иногда даже высказывались сомнения, положена ли в основу либретто трагедия Шекспира или вдохновившая его итальянская новелла Джиральди Чинтио ( 1566 ). Название новеллы «Венецианский мавр» стало вторым заголовком либретто . У современников Россини таких сомнений не возникало. Стендаль , присутствовавший на премьере оперы, в книге «Жизнь Россини» сравнивал первые и последние сцены либретто Берио и трагедии Шекспира, а Байрон , видевший постановку в Венеции через несколько лет, писал, имея в виду английского Барда : «… они распяли его в опере». О шекспировском источнике свидетельствуют и включение песни об иве, и наличие имен героев, тогда как в новелле только героиня называлась Дездемона , остальные же безымянны. Некоторые имена Берио изменил: в песне об иве — Изаура вместо шекспировской Барбары, отец Дездемоны — Эльмиро вместо Брабанцио. Действие целиком развертывается в Венеции (в трагедии лишь I акт, тогда как остальные четыре — на Кипре). Это позволило Россини ввести в последний акт песню венецианского гондольера, в которой он использовал знаменитую терцину Данте из «Божественной комедии»: «Нет большей скорби, чем вспоминать в беде о временах счастливых». Либретто Берио приближается к Шекспировской трагедии лишь в последнем, III акте. Здесь даже орудие убийства Дездемоны — кинжал — противоречит лишь традиции исполнения, а не тексту (в ремарке Шекспира сказано: «убивает её»). Зато два первых акта максимально приближены к привычным оперным ситуациям, так что рождается даже впечатление трагического варианта оперы-буффа Чимарозы « ». Место невинно заподозренного Кассио занял Родриго, сын дожа, за которого отец Дездемоны готов её выдать замуж; таким образом, ревность Отелло имеет реальную почву. Оригинальная интрига с платком уступила место традиционной — с перехваченным письмом.
Премьера «Отелло» состоялась 4 декабря 1816 года в неаполитанском театре Дель Фондо и прошла с большим успехом. Роль Дездемоны исполняла знаменитая примадонна, испанка Изабелла Кольбран , для которой Россини писал главные роли в операх, поставленных в Неаполе. Шесть лет спустя она стала его женой .
Действующие лица
- Отелло , мавр, генерал венецианских войск ( тенор )
- Дездемона , возлюбленная и тайная жена Отелло ( сопрано )
- Эльмиро , венецианский патриций , её отец ( бас )
- Родриго , сын дожа, отвергнутый жених Дездемоны ( тенор )
- Яго , тайный враг Отелло, друг по расчету Родриго ( тенор )
- Эмилия , наперсница Дездемоны ( сопрано )
- Дож ( тенор )
- Сенаторы , солдаты, народ, свита Отелло, Лучо, его друг, венецианский гондольер ( тенор ), дамы Дездемоны
Краткое содержание
Венеция . 15 в . Победителем возвращается с войны мавр Отелло. Он любит Дездемону, дочь Эльмиро. Но она обещана сыну венецианского дожа Родриго. Отелло прерывает брачную церемонию. Эльмиро, пытаясь воспрепятствовать встрече Отелло с дочерью, запирает её. Яго обманом убеждает мавра, что Дездемона изменяет ему с Родриго. Тогда Отелло вызывает Родриго на дуэль. Власти высылают Отелло, однако тот тайно возвращается, чтобы убить Дездемону. Войдя к ней в комнату, Отелло уверяет её, что Яго убил Родриго. Дездемона в ужасе. Она понимает, что во всем виноват Яго. Мавр истолковывает её реакцию, как свидетельство любви к Родриго, и душит возлюбленную. Входит друг Отелло Лучо и сообщает, что Яго мертв. Козни интригана раскрылись, и Родриго убил его. Мавр в отчаянии от содеянного закалывается .
Аудиозаписи
Видеозаписи
Солисты указаны в следующем порядке: Отелло, Дездемона, Эльмиро, Родриго, Яго, Эмилия.
- 2012 — режиссёр Оливье Симонне; дир. Мухай Тан ( ); солисты: Джон Осборн ( ), Чечилия Бартоли , Петер Кальман, Хавьер Камарена, Эдгардо Роха, Лилиана Никитану ( ); Цюрихский оперный театр .
Примечания
- (англ.) — OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0 —
- — 1808.
- А. Кенигсберг от 15 мая 2012 на Wayback Machine
- Е. Цодоков от 13 мая 2012 на Wayback Machine
См. также
- 2021-06-16
- 1