Немзер, Андрей Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Алябьев Андрей Семёнович (? — 1620 ) — военный деятель Смутного времени , глава нижегородского ополчения 1608—1609 г., дьяк . Представляет собой редкий случай совмещения приказной деятельности с военной службой. Чин — дворянин выборный.
Из рода Алябьевых . Брат дьяка Дмитрия Алябьева и сын дьяка Семёна Алябьева.
В 1588/89 — 1602/03 годах — выборный сын боярский по Дорогобужу с окладом 500 четей . В 1595 году в чине дворянина участвовал в посольстве М. Вельяминова и дьяка А. Власьева в империю Габсбургов , к римскому цесарю Рудольфу II .
В 1601/02 году был головой стрелецким в составе посольства во главе с М. Салтыковым-Морозовым и А. Власьевым направленного в Польшу.
В 1603 году — пожалован в дьяки . В 1603 году — дьяк в объездах.
С 1603/4 по 2 февраля 1606 года — дьяк Галицкой чети .
В 1604/05 году — послан воеводой с князем И. М. Барятинским в полки с Москвы к князю Ф. И. Мстиславскому : участвовал в походе против Лжедмитрия I у наряда.
8 мая 1606 года — дьяк на свадьбе Лжедмитрия I .
В 1606—1607 годах участвовал в походах против Болотникова . В том числе, участник похода царя Василия под Тулу в мае 1607 года.
11 декабря 1608 — 15 апреля 1609 года — второй воевода в Нижнем Новгороде (с кн. А. А. Репниным-Оболенским и дьяком В. Семёновым).
С 27 мая 1609 года — воевода Мурома.
В 1610 году — участник борьбы против « тушинского вора ».
В 1611/12 — 1613 годах — второй воевода в Нижнем Новгороде.
В 1615 году — судья (не дьяк) Московского судного приказа ; получил в Нижегородском уезде поместье (вскоре отобранное). Оклад — 150 рублей в год.
В 1619 году — воевода в Вологде.
Андрей Семенович Алябьев наиболее известен тем, что возглавил наряду с кн. Александром Андреевичем Репниным нижегородское ополчение зимой 1608—1609 гг., ставшее первым в ряду последующих земских ополчений . Тогда Нижний Новгород самоопределяется как центр поднимающегося земского движения, организовав первое ополчение для того, чтобы отстоять город от набегов сторонников тушинского самозванца. Это забытое нижегородское ополчение сыграло ключевую роль в борьбе с тушинцами в центре страны в то время, когда происходило движение войск кн. М. Ф. Скопина-Шуйского к Москве с севера и Ф. И. Шереметева с юга — для изгнания Лжедмитрия II , его казаков и литовско-польских отрядов, творящих насилие и грабёж на контролируемых ими территориях. Удачные боевые действия нижегородцев во главе с действовавшим по их «приговору» воеводой Алябьевым впервые показали, что можно действовать самостоятельно и добиваться «устроения правды» снизу. Именно первая значительная самоорганизация земских сил в Смутное время способствовала поднятию народного духа и воодушевлению всех сторонников порядка и законности в Российском государстве .
Ополчению «понизовных городов мужиков» во главе с воеводой Алябьевым удалось отбить крупный штурм Нижнего Новгорода 2 декабря 1608 г., когда «воровские» отряды двинулись из Балахны под Нижний. Он дважды разбил их и заставил Балахну целовать крест Шуйскому , а вождя бунтовщиков, казацкого атамана Тимоху Таскаева, повесил в Нижнем. Через три дня Андрей Семенович уничтожил другой отряд, подступивший под Нижний. 5 декабря под Нижний подошёл разношёрстный тушинский отряд, состоящий из нижегородских, арзамасских и алатырских детей боярских, татар, черемисы, мордвы, бортников и «всяких подымных людей» . Эти силы возглавляли головы сын боярский С. Сурвацкий, А. Подбельский и С. Низовцов. Затем Алябьев направился усмирять возмутившихся жителей Ворсмы и Павлова. 10 декабря он разбил одну часть «заворовавшихся» в 5-ти верстах от Ворсмы, затем обратил в бегство остальных под Павловым и принудил все окрестные села отстать от «воровства». Тогда же нижегородцы посылают отписку в Муром , призывая муромцев перейти под власть Шуйского и угрожая им походом. В начале января 1609 г. нижегородское ополчение во главе которого стояли А. С. Алябьев, А. А. Микулин и Б. А. Износков вновь выдвигаются по направлению к Мурому. 7 января 1609 г. Алябьев ещё раз разбил подступивших под Нижний тушинцев (с. Богородское, 30 км от Н.Новгорода), а их воеводы князь Семен Юрьевич Вяземский (бывший пермский воевода, позднее повешен в Нижнем) и Тимофей Лазарев попали в плен. Около 40 арзамасских дворян во главе с Ф. В. Левашевым, пришедших с Вяземским в Богородское, целовали крест на имя Шуйского и пополнили силы Алябьева . Когда весть об этих успехах нижегородцев достигла Москвы, то к ним прислали царскую грамоту 9 января 1609 года , в которой их «похваляли» за «службу и раденье» , проявленные в осаде и обещали «великое жалованье» (придачи поместных и денежных окладов служилым людям и льготу, а также беспошлинную торговлю посадским людям). В отписке вятчан пермичам от 26 января 1609 г. говорится о поражении воеводой А.Алябьевым «мятежников балахонских, арзамасских и алатырских» , о «раскаянии шуян, костромичей, галичан и вологжан» .
Успокоив, таким образом, нижегородский край, Алябьев двинулся против бунтовщиков, засевших в Муроме и Владимире. К 16 января главные силы нижегородцев стояли уже в Яковцове, а их передовой отряд показался в 20 верстах от Мурома в селе Клин. 18 марта 1609 г. в осаждённом Алябьевым Муроме вспыхнуло антитушинское восстание. Тушинский воевода В.Толбузин бежал из Мурома во Владимир, а горожане, открыв ворота, встретили нижегородцев «с образы и крест царю Василью Ивановичю целовали» . Примерно тогда же в Нижний приходят грамоты, посланные из Москвы 17 и 18 февраля. Приказ правительства Шуйского о немедленном выступлении Алябьева с войсками к Москве застал его в самый разгар муромских событий. Из дальнейших действий воеводы видно, что руководствовался он, в первую очередь, тактическими соображениями и только потом инструкциями из Москвы.
Сразу же после овладения Муромом Алябьев посылает под Владимир около 700 московских и астраханских стрельцов и казаков и, вероятно, некоторое количество дворянской конницы. Захват города он доверил наиболее боеспособной части своего войска, а именно тем служилым, которые в своё время прошли осадное сидение на Балчике, участвовали во взятии Царицына, а затем из Казани были посланы в Нижний. Во главе этих стрельцов и казаков стояли головы А. А. Микулин и Б. А. Износков. Посланные вместе с ними силы дворян возглавляли Я. С. Прокудин, Ф. В. Левашев и князь И. Д. Волховской. 27 марта они подошли к Владимиру, где разыгрались события, аналогичные муромским. В городе вспыхнуло восстание, тушинский воевода Вельяминов был убит, и владимирцы присягнули Шуйскому .
2 апреля посланные Алябьевым силы вместе с кинешемскими и шуйскими мужиками с успехом отразили нападение отрядов А. Лисовского и Я. Стравинского. Тогда же из Владимира ими были посланы грамоты в Мещеру, Арзамас и Шацк с призывом перейти под власть Шуйского . После этого Алябьев из Мурома совершил молниеносный рейд под Касимов, где, как и ранее под Арзамасом, был сожжён посад, а затем вернулся в Нижний.
Далее имя Алябьева упоминается в связи с организацией в Нижнем Новгороде Второго ополчения . Вёл переписку с патриархом Гермогеном , городами Севера, в том числе и Вологдой, о развёртывании патриотического движения, «пока Литва не овладела государством Московским» . 30-го августа 1611 года он послал грамоту казанцам, увещевая их не признавать царём сына Марины Мнишек .
После окончания Смуты служил на различных государственных должностях. В бытность воеводой в Вологде активно заботился о пополнении государственной казны. В качестве подтверждения этому: в декабре 1619 г. в Вологде была обнаружена зарытая в землю «денежная казна» (клад): «528 рублей старых и новых денег». Клад Алябьев конфисковал и передал в казну, за исключением платы «мужикам от копания, которые те деньги выкопывали» . После перечеканки в новую монету прибыль от клада составила «678 рублей 15 алтын 2 деньги» — очень крупную по тем временам сумму. В апреле 1620 Алябьев был пожалован ещё одной «милостивой грамотой» за службу .
Умер Алябьев, по свидетельству современников, в очень преклонном возрасте, в 1620 г.