Интериано, Джорджио
- 1 year ago
- 0
- 0
Джорджо Диас де Сантильяна ( 30 мая 1902 , Рим , Италия — 8 июня 1974 , Беверли , США ) — итало-американский историк науки; профессор кафедры истории и философии науки в Массачусетском технологическом институте (MIT). Соавтор культового исследования по сравнительной мифологии и астроархеологии « » (1969).
Родился в Риме в семье известного арабиста (1855—1931) и Эмилии Маджорани, активистки движения за женскую эмансипацию и лидера Национального совета итальянских женщин .
Обучался в Римском университете , где закончил физический факультет (1925). Работал на физфаке Миланского университета у Альдо Понтремоли (1926—1927). Под руководством Федериго Энриквеса читал курс истории научной мысли в Римском университете (1929—1932), специализируясь на античной науке.
Переехал в США в апреле 1936 года, получил американское гражданство в 1945 году. Женился третьим браком (март 1948) на Дороти Хэнкок Тилтон (1904—1980), с которой жил до самой смерти в большом доме в Беверли (Массачусетс). С 1954 года преподавал историю и философию науки в Массачусетском технологическом институте в Кембридже (Массачусетс) — вплоть до 1967 года.
В 1958 году во Франкфурте Сантильяна познакомился с немецким этнологом Гертой фон Дехенд , ученицей Лео Фробениуса , исследовательницей первобытных космогоний . По приглашению Сантильяны, фон Дехенд проводила семинары и курсы в Массачусетском технологическом институте с 1960 по 1969 год. Сотрудничество учёных вылилось в замысел разработать обширную сравнительную реконструкцию мифологических материалов астрономического значения.
Вернувшись к теме античности, де Сантильяна опубликовал «Истоки научной мысли» (1961). В прологе книги он наметил главные принципы исследования тесной связи между изучением неба в отдалённом прошлом с «огромным доисторическим материалом мифов и легенд о богах и героях». Согласно автору, мифологические сказания выражали «технический язык ещё неизвестных архаических астрономов» и использовались для передачи последующим поколениям ключей к пониманию небесных движений; и знания, доверенные этим псевдосказкам, настолько глубокие, что свидетельствуют о «высокоразвитых древних цивилизациях».
В последующие годы де Сантильяна упорно продолжал тему изучения астрономического содержания мифологии. На конференции в Турине 29 марта 1963 года по теме «Древняя судьба и современная судьба» — оказавшей сильное влияние на Итало Кальвино , — де Сантильяна выразил твёрдое убеждение, что «так называемые исторические мифы раскрываются с точки зрения астрономических структур». И что, представляя, пусть и загадочно-фантастическим образом, «закономерность космического механизма», древние саги и легенды выражают «видение вселенной как строгого порядка, в котором господствует абсолютная необходимость математической природы».
В 1969 году, в соавторстве с Гретой фон Дехенд, Сантильяна выпустил « » — увлекательную и противоречивую книгу, получившую широкий резонанс и вызвавшую множество критических реакций. В книге исследуется большое количество рассказов астрономического значения, присутствующих в различных цивилизациях и эпохах. «Мельница Гамлета» — о «том гигантском часовом механизме, который образует архаический космос» и который фактически интерпретируется в различных мифологических повествованиях как « мельница , мелющая время». С глубокой древности люди знали явление прецессии равноденствий и умели вычислять «непреодолимое круговое движение времени».