Бенуа, Леонтий Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ ( фр. Alexandre Benoîs ; 21 апреля [ 3 мая ] 1870 , Санкт-Петербург , Российская империя — 9 февраля 1960 , Париж , Франция ) — русский художник и писатель, наиболее известный представитель художественной династии Бенуа , один из важнейших творческих деятелей Серебряного века ; живописец , график , сценограф , книжный иллюстратор, художественный критик , историк искусств и мемуарист . Сооснователь (в паре с С. П. Дягилевым ) и главный идеолог общества « Мир искусства » и одноимённого журнала .
Родился 21 апреля ( 3 мая ) 1870 года в Санкт-Петербурге , в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса . Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества . В 1885—1890 годах учился в частной гимназии К. И. Мая , где познакомился с будущими соратниками по « Миру искусства » Дмитрием Философовым , Вальтером Нувелем и Константином Сомовым .
Некоторое время в 1887 году был вольнослушателем Академии художеств , но не окончил её, считая, что художником можно стать, только непрерывно работая . Также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта .
В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета .
Впервые представил свои работы на выставке и привлёк к себе внимание специалистов в 1893 году. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».
В 1896—1898 году состоялась первая поездка художника во Францию , много давшая его художественному развитию. «Я несомненно созревал, расставаясь со всякими ненужными пережитками юности и с остатками своего „провинциализма“, выражавшимися в известной бестолковости, сумбурности и узости моих художественных восприятий» — писал он. По мнению художника, «сокровища Парижа» способствовали развитию заложенного в нём дара «восприятия красоты» .
Под впечатлением от Версаля Бенуа создал серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV ». Эта «Версальская серия» имела успех: в 1897 году три работы с выставки были приобретены П. М. Третьяковым .
Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения « Мир искусства », основал одноимённый журнал . Вместе с С. П. Дягилевым , К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. Объединение привлекло внимание к прикладному искусству, архитектуре, народным промыслам, подняло авторитет книжных иллюстраций, графики, оформительского искусства. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы « Старые годы » и «Художественные сокровища России» . Бенуа — один из самых значительных художественных критиков начала XX века, ввёл в оборот термины « авангард» и « » .
В 1903 году Бенуа создал один из шедевров российской книжной графики — серию иллюстраций к поэме А. С. Пушкина « Медный всадник ». Однако они были отвергнуты как «декадентские». Иллюстрации приобрёл С. П. Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства» (1904. № 1). Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа» . В 1905 году художник продолжил работу над иллюстрациями — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины Святой Евгении. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Голике и А. И. Вильборга, но предприятие это было национализировано, и книга увидела свет только в 1923 году — под маркой Комитета популяризации художественных изданий. Печаталась она в Государственной типографии имени Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И. Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. В книгу вошло 37 рисунков Бенуа .
В 1904 году вышла в свет « » , едва ли не единственная его крупная работа для детей. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.
«Азбука» получила цензурное разрешение 24 октября 1904 года, производственный цикл по её изданию занял примерно полгода. По некоторым сведениям, 34 хромолитографии с золотом и серебром были отпечатаны в сотрудничестве с типографией И. Кадушина. На книгу была установлена высокая розничная цена — 3 рубля. Тираж составил 2500 экземпляров.
В 1905—1907 годах состоялась вторая поездка Бенуа во Францию. В этот период он подготовил к публикации издания « Русский музей императора Александра III » и «Русская школа живописи», сотрудничал с журналом « Золотое руно », а также печатал в газете « Слово » свои «Парижские заметки»; своими работами участвовал в выставках в Москве, Петербурге, Париже, Берлине. Ряд работ он посвящает Бретани , а также вновь обращается к Версалю.
Художник был уверен, что
«…именно теперь, когда весь воздух российский провонял сходками и словоизвержениями, необходимо писать о „ Царском …“, о Версале, что столь [же] важно для человечества, как 8-часовой рабочий день и автономия Польши. <…> Писать буду о Версале, о саксонском фарфоре и о золоте. Грядущий Хам! Ему я служить не буду и даже в момент торжества социал-демократии. С тоски буду вопить: „Да здравствует Аполлон !“»
. В 1906 году, вслед за Таврической выставкой 1905 года, организовывает вместе с Дягилевым и Бакстом « Русскую художественную выставку » в Париже — начинание, которое вылилось в создание театральных « Русских сезонов » за рубежом.
Вероятно, в конце 1906 года, накануне возвращения в Петербург, в письме Константину Сомову художник отмечает, что
«…Себя нашёл <…> положение своё в жизни выяснил и <…> вступил в зрелый и разумный возраст»
.
В мае 1907 года Бенуа вернулся в Санкт-Петербург, чтобы приступить к работе над оформлением одноактного балета « Павильон Армиды », либретто которого он написал для Николая Черепнина ещё в 1903 году, — однако тогда постановка не состоялась. Подготовка к премьере не была гладкой. Так, с одной из репетиций, несмотря на протесты Бенуа, полицмейстер вывел из зала Дягилева, уволенного из дирекции , однако приглашённого в театр художником. На генеральной репетиции артисты, впервые надев пышные костюмы Бенуа, не узнавали друг друга на сцене. Исполнители главных партий Матильда Кшесинская и Павел Гердт в последний момент отказались от выхода в спектакле. Боясь провала, постановщики с трудом добились переноса премьеры на неделю, с 18 на 25 ноября. Несмотря на сложности, балет был хорошо принят публикой и критикой, и вошёл в репертуар Мариинского театра , а 19 мая 1909 года им открылись первые « Русские сезоны » в Париже.
С ноября 1907 по ноябрь 1908 года газета « » публиковала его «Дневник художника» — заметки, посвящённые столичным выставкам и театральным постановкам. С 1908 года и вплоть до революции Бенуа публиковал свои «Художественные письма» на страницах газеты « Речь » .
В 1908—1911 годах — Бенуа стал художественным руководителем « Русских сезонов » С. П. Дягилева , прославивших за рубежом российское балетное искусство.
В 1911 году выходит издание повести А. С. Пушкина « Пиковая дама » с иллюстрациями Бенуа . Основой оформительского замысла служат шесть страничных иллюстраций, где проходит главная линия графического рассказа: карточный выигрыш молодой русской графини; вечерний туалет графини, уже постаревшей и одряхлевшей; стремительный проход Германна через спальню мёртвой графини; ночной визит призрака; роковой проигрыш у Чекалинского; символическое изображение Смерти. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.
Художник подробно, продуманно, с любовью воспроизводит городскую архитектуру, костюмы, быт пушкинского времени. В иллюстрациях заметно и влияние театра: над игорным столом в шестой главе пролетают вполне театральные Чёрт и Фортуна, а завершающая листовая иллюстрация — Смерть задёргивает театральный занавес и гасит свечи, последний музыкант уходит из оркестровой ямы — рождает прямую аналогию с финалом спектакля.
Хотя впоследствии критики не раз отмечали недостатки иллюстраций к «Пиковой даме», «графический наряд» которой представлялся им слишком пышным, картинным и несколько тяжеловесным для «„нагой прелести“ пушкинского текста» , тем не менее выход книги стал значительным событием русской художественной жизни начала XX века, а современники Бенуа видели в ней живое воплощение духа артистизма.
После Февральской революции 1917 года Бенуа принимал деятельное участие в работе различных организаций, связанных с охраной памятников искусства и старины.
В 1919 году Бенуа возглавил картинную галерею Эрмитажа , издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности, работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра . Последней работой Бенуа в театрах советской России стало оформление спектакля «Свадьба Фигаро» в БДТ .
В 1922 году вышла крупнейшая графическая работа Бенуа за годы революции — альбом «Версаль» , где акварели художника сопровождаются его же текстом. В издание включены 26 акварелей художника; помимо этого, вступительную статью и список рисунков сопровождают заставки и концовки — они отпечатаны в технике цинкографии. Бенуа оформил также титульный лист с заставкой аллегорического содержания и девизом Людовика XIV «Nec pluribus impar» («Не уступающий и множеству») и иллюстрированную обложку. Версаль был одной из любимых тем художника. В основе данной работы — многочисленные натурные наблюдения: ещё в октябре 1896 года Бенуа совершил свою первую поездку в Париж, где зарисовал виды Версаля, положившие начало его знаменитым версальским сериям.
Версаль для Бенуа — олицетворение гармоничного единения человека, природы и искусства. В статье, предваряющей альбом, он так формулирует эту важную для него мысль:
«…Версаль — не ода королевской власти, а поэма жизни, поэма влюблённого в природу человечества, властвующего над этой самой природой… монументальный гимн мужественной силе, вдохновляющей женской прелести, объединённым человеческим усилиям для общих целей» .
В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже .
В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР . Жил в Париже , где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Вновь участвовал в балетной антрепризе С. П. Дягилева « Ballets Russes » как художник и автор-постановщик спектаклей [ источник? ] . В эмиграции много работал в Милане в оперном театре Ла Скала .
В этот период он создал серию видов Петербурга и его пригородов под общим названием «Воспоминания». Иллюстрировал книги русских и французских авторов — «Страдания молодого Вертера» («Les souffrances du jeune Werther») А. Моруа (1926) , «Уроки любви в парке» («La leçon d’amour dans un parc»), 1927, «Григорий Орлов» А. Попова (1946) . В 1927 году много работал над циклом акварелей к роману А. де Ренье «Грешница» («La pécheresse»). В 1945 году создал сюиту из сорока четырёх акварелей к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Эти последние книги так и не вышли в свет — оригиналы рисунков первой хранятся у Рене Герра , несколько акварелей к обеим книгам сохранились и в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. В целом книжных работ парижского периода у Бенуа не так много и они не такие яркие, как в дореволюционные годы .
В последние годы жизни художник трудился над мемуарами «Мои воспоминания», на страницах которых воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий Серебряного века. Не менее значительным было и издание «Александр Бенуа размышляет… Статьи и письма 1917—1960 гг.».
Александр Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.
Происходил из художественной династии Бенуа: сын Н. Л. Бенуа , брат Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа и двоюродный брат Ю. Ю. Бенуа .
Женился в 1894 году на дочери музыканта и капельмейстера , Анне Карловне (1869—1952), с которой был знаком с 1876 года (с момента бракосочетания старшего брата Александра — Альберта Бенуа со старшей сестрой Анны — Марией Кинд). У них родились дети:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Леонтий
(Луи Жюль) Бенуа (1770—1822) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил
Леонтьевич Бенуа (1799—1867) |
|
(1801—1885) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Николай
Леонтьевич Бенуа (1813—1898) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юлий
Леонтьевич Бенуа (1820—1898) |
|
Александр
Леонтьевич Бенуа (1817—1875) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Александр
Михайлович Бенуа (1862—1944) |
|
Алексей
Леонтьевич Бенуа (1838—1902) |
|
(1850—1933) |
|
Альберт
Николаевич Бенуа (1852—1936) |
|
Леонтий
Николаевич Бенуа (1856—1928) |
|
Михаил
Николаевич Бенуа (1862—1931) |
|
(1870—1960) |
|
Юлий
Юльевич Бенуа (1852—1929) |
|
(1852–1928) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Зинаида
Серебрякова (1884—1967) |
|
(1879—1930) |
|
Надежда
Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975) |
|
Константин
Михайлович Бенуа (1885—1950) |
|
Николай
Александрович Бенуа (1901—1988) |
|
|
|
|
|
Альберт
Александрович Бенуа (1888—1960) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Питер А.
Устинов (1921—2004) |
|
(1912—1955) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В Петербурге жил на 1-й линии Васильевского острова , близ Большого проспекта .
— Изд. второе, доп. — М.: Наука 1990.