Interested Article - Дени, Морис

Морис Дени ( фр. Maurice Denis ; 25 ноября 1870 , Гранвиль 13 ноября 1943 , Париж ) — французский художник- символист , иллюстратор, историк и теоретик искусства.

Биография

Морис Дени родился в 1870 году в Гранвиле . Его отец был железнодорожным служащим, мать работала модисткой. Вскоре после рождения Мориса его родители уезжают из Нормандии (позже возвращаясь туда лишь в летнее время) и поселяются близ Парижа в Сен-Жермен-ан-Ле . Здесь юный Дени начинает учиться; затем продолжает свое образование в лицее Кондорсе . В 1888 году Дени поступил в Академию Жюлиана , а затем в школу Изящных искусств. Он берет уроки живописи, копирует работы других мастеров, получает солидные знания в области литературы, посещает лекции по философии, увлекается трудами Бергсона и Шопенгауэра .

В академии он завязывает дружбу с Серюзье , Рансоном , Боннаром , вновь встречает Вюйяра и Русселя , которых знает ещё по лицею. Эти молодые художники составят ядро группы Наби , поддерживая тесные контакты с поэтами-символистами, композиторами и театром авангарда. Они рядятся в экзотические одежды, проводят сеансы спиритизма и обсуждают на своих собраниях проблемы искусства. Кредо содружества «пророков» Морис Дени формулирует в статье, опубликованной в 1890 году в журнале «Ар э критик» («Искусство и критика»). Избрав объектом размышления Пюви де Шаванна , Дени приходит к выводу, что роль художника заключается не в рабском подражании природе, а в «визуализации» грёз, — мысль, уже высказанная символистами. В 1891 году художник участвовал в выставке в галерее Лебарка под названием «Импрессионисты и символисты».

В июне 1893 года Морис Дени женится на Марте Мерье, которая позже станет матерью его 7-х детей. Молодожёны отправляются в свадебное путешествие в Бретань , где Морис написал много картин и куда в последующем любил возвращаться для работы и отдыха. Дени и Серюзье всё чаще ищут покой и творческое удовлетворение в умиротворяющей природе Бретани. В то же время Боннар, Вюйяр и Валлоттон погружаются в бурную жизнь столицы и стремятся в своём искусстве запечатлеть дух эпохи. Противоречия между этими двумя группами художников достигли апогея на выставке в галерее Дюран-Рюэля в 1899 году . Отныне каждый из набидов пойдёт в искусстве собственной дорогой. Однако на всю оставшуюся жизнь между художниками сохранятся дружеские отношения — те, которые когда-то легли в основу их творческого союза.

В 1895 г. он совершает первое из своих многочисленных путешествий, отправившись в Италию, куда часто будет возвращаться. В 1903 г. вместе с Серюзье едет в Германию и в монастырь Бейрон, где они изучают секреты искусства бенедиктинцев , основанного на геометрии и «священных мерах». Будучи в Провансе вместе с К. К. Русселем, знакомится с Сезанном и Ренуаром . В 1909 году он уехал в Москву , чтобы установить заказчику серию панно «История Психеи». В 1913 году Дени работал над росписью потолков театра на Елисейских полях , в 1917 году расписал церковь Сен-Поль в Женеве .

В 1908 году Дени покупает в Бретани виллу «Силенсио» (тишина), где периодически проводит по нескольку месяцев. В 1919 году после долгой болезни умирает его жена Марта. В 1922 году Дени женится на Элизабет Гратеролл, от этого брака у него будет ещё двое детей. В 1919 году Дени основал Мастерскую церковного искусства. В 20-е и 30-е годы Дени в основном оформляет церкви, пишет труды по теории искусств, читает лекции, путешествует. В 1924 году Дени расписал купол Пти-Пале , а ещё через четыре года он выполнил роспись плафона лестницы здания Сената в Париже. В 1932 году художник получил звание академика живописи.

Морис Дени погиб 13 ноября 1943 года под колесами сбившего его грузовика .

Творчество

завтрак, 1901, Штеделевский художественный институт

Вместе с Пьером Боннаром , Полем Серюзье и Эдуаром Вюйаром Морис Дени основал художественную группу Наби и считается самым видным её теоретиком. В соответствии с идеями этого художественного направления Дени писал картины, отличавшиеся простотой форм, мягкостью линий и бледностью красок. Дени писал фрески , работал с графикой, иллюстрировал книги и стремился к возрождению религиозного искусства. Свойственное Дени преклонение перед женщиной, особая целомудренность идеализированных, почти вневременных женских образов служили основанием для его сравнения с Фра Анжелико . Сам Дени замечает: «Одной картины этого итальянского примитивиста достаточно, чтобы напомнить нам в водовороте жизни, что такое душа и какими чудесными могут быть её проявления». Морис Дени изображал сцены из мирской жизни, однако это не мешало ему оставаться глубоко религиозным по духу художником, что ощущается в его портретах.

Дени сочетал творчество художника с писательской деятельностью. Будучи теоретиком символизма, он опубликовал множество статей, объединённых в книги «Теории» (1912), «Новые теории» (1922) и «История религиозного искусства» (1939). Дневник живописца, который он вёл всю жизнь, начиная с 14 лет, свидетельствует о серьёзных научных размышлениях, касающихся теории искусства. Эти работы оказали значительное влияние на молодых художников.

Известные высказывания

  • «Символизм — это искусство выражать с помощью пластических знаков и внушать с помощью живописных средств идеи, ощущения и чувства».
  • «Помните, что картина, прежде чем стать боевой лошадью, обнаженной женщиной или каким-нибудь анекдотом, является, по существу, плоской поверхностью, покрытой красками, положенными в определённом порядке».

Интересные факты

Воссозданный в 2019 году в Эрмитаже ансамбль «История Психеи», находившийся в бывшем особняке И.А. Морозова .
  • Дени получил прозвище «Наби красивых икон», данное ему по упрощенному и слегка архаичному характеру его живописи.
  • Часто в качестве модели он использовал свою жену. Свадебное путешествие они совершают по Бретани, во время этой поездки он создает свои лучшие картины, моделью для которых становится Марта.
  • Серия из тринадцати панно, а также керамические вазы и мебель, сделанные по эскизам Дени, предназначались для украшения концертного зала морозовского особняка на Пречистенке в Москве. Четыре бронзовые женские фигуры скульптора Майоля , друга Дени, великолепно дополнили морозовский ансамбль различных искусств. В начале Великой Отечественной войны панно были сняты со стен и свёрнуты в рулоны. Раскрыты они были в 1951 году, после передачи в Эрмитаж.

Переписка

Более 15 000 документов, большинство из которых являются корреспонденцией, хранящиеся в музее Мориса Дени, были оцифрованы и размещены на веб-сайте ведомственного архива .

Примечания

  1. Дата обращения: 7 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  2. . leosart.narod.ru. Дата обращения: 19 февраля 2017. 19 февраля 2017 года.
  3. про_искусство. . www.liveinternet.ru. Дата обращения: 19 февраля 2017. 19 февраля 2017 года.
  4. . Дата обращения: 18 апреля 2019. 16 февраля 2019 года.

Литература

  • Дени М. От Гогена и Ван Гога к классицизму // Золотое руно — 1909. — № 5. — С. 63-69; № 6. — С. 64-68.
  • Трусова П. А. // Актуальные проблемы теории и истории искусства : сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 703—710. ISSN 2312—2129.
  • Théories, 1890—1910. Du symbolisme et de Gauguin vers un nouvel ordre classique (1912)
  • Nouvelles Théories sur l’art moderne, sur l’art sacré. 1914—1921 (1922)
  • Carnets de voyage en Italie, 1921—1922 (1925)
  • Maurice Denis et André Gide, Correspondance (1892—1945) , éd. P. Masson et C. Schäffer, Paris, Gallimard, 2006, 418 p.
  • Antoine Terrasse, Maurice Denis , La Bibliothèque des Arts, coll. Polychrome, 2001

Ссылки

  • : d’ .
Источник —

Same as Дени, Морис