Медаль «Братство по оружию» (ГДР)
- 1 year ago
- 0
- 0
Брáтство Черноголóвых ( н.-нем. Bröder vun de Swarten Hööften , нем. Schwarzhäupter , латыш. Melngalvji , эст. Mustpead ) на раннем этапе было объединением иноземных купцов и судовладельцев , существовавшим в Ливонии с середины XIV века до 1940 года. Первая официальная местная организация Братства была в Ревеле в 1399 году, когда холостые купцы вышли из Большой гильдии свободного города Ревеля . Очень быстро Братство стало военно-торговой корпорацией с тесными связями с ревельским мужским монастырём Святой Катарины доминиканского ордена , однако после Реформации контакт с церковью ослаб и гражданские аспекты объединения постепенно вышли на первый план. По окончании Северной войны главным образом стало общественной организацией, членами Братства могли стать значимые члены общества: профессоры университета, владельцы аптек, народные просветители.
Происхождение и двойственная природа Братства Черноголовых как военной организации и коммерческого объединения — обычны и даже традиционны для европейской истории. Как в Западной, так и Восточной Европе ещё с XI века действовали духовно-рыцарские ордены, однако во время создания Братства (не позднее 1399 года) ордены были на закате своего могущества и Братство было создано, скорее всего, как подобие таких орденов с идеалистической целью воссоздать лучшие из их традиций чести, благородства и служения высшей цели. Военная сторона Братства определяется его основанием в дни поднятого коренным населением
Северной Европы
последнего крупного антихристианского восстания
в ответ на
Ливонский крестовый поход
. Коммерческая сторона отражает зарождение Братства в ранний период существования
Ганзейского союза
, ознаменовавшего собой вступление Северной Европы в новую эру, более ориентированную на торговлю, нежели на войну. И также как военная и политическая деятельность рыцарских орденов сменялась на благотворительную, Братство по мере военного укрепления городов своего пребывания избирало стезю гражданского служения, были организованы ночные патрули в Ревеле, добровольная пожарная дружина (старинный устав которой сохранился c XVI века и выставлен в
), также Братство помогало церковным приходам (не только церкви святой Катарины, но и церкви Святого Духа). Это привело к тому, что кроме дворян только Черноголовым разрешали носить меч (а позже шпагу) в городе, причём не только ночью в патруле, но и днём, и члены Братства были весьма уважаемы в обществе, находясь на социальной лестнице лишь на ступеньку ниже купцов Большой гильдии, управляющих в Ревеле
«нижним» городом
. По мере развития города и появления муниципальных служб постепенно отпадала необходимость в гражданском труде Черноголовых, и Братство всё больше приобретало черты клуба с традициями и привилегиями, к XVIII веку многие из которых стали поддерживаться больше для забавы. Но признанные обществом заслуги, строгий устав и налёт элитарности способствовали признанию Братства у местной знати и даже у монарших особ Восточной Европы и Российской империи.
Первым гражданским подвигом Черноголовых, согласно легенде, стало участие в обороне Ревеля во время
восстания Юрьевой ночи
в 1343—1345 годах, когда
эсты
безуспешно пытались сбросить иго колонизаторов и навязанное
христианство
в Лифляндии
. Древнейший документ, упоминающий о Братстве — договор с доминиканским монастырём от 28 марта 1400 года. Он подтверждал право собственности Черноголовых на церковную утварь, переданную ими на хранение в костёл Святой Катарины, принадлежавший
доминиканцам
. В этом же договоре Черноголовые брали на себя обязательство украсить алтарь Девы Марии, пожертованный Братством храму, а доминиканцы, в свою очередь, должны были проводить у этого алтаря службы для Черноголовых.
12 сентября 1407 года ревельский магистрат утвердил устав Братства, известный также как «Большие права»
. Рижский устав Братства датируют 1416 годом.
Согласно Большим правам в Ревеле Братство Черноголовых брало на себя обязанность защищать город от любого вражеского вторжения. Среди прочих повинностей Братство обеспечивало город кавалерийским подразделением. Кавалеристы Братства патрулировали городские стены, а шестеро всадников ездили кругами по внутреннему периметру стен, когда городские ворота запирали после захода солнца. В 1526 году Братство передало магистрату Ревеля 8 камнемётных машин, 20 пушечных лафетов и 66 орудий малого калибра. Было пожертвовано 50 золотых марок на изготовление пушек для Нарвы , при этом оговаривалось, что на всех орудиях будет изображён герб Черноголовых .
Во время 25-летней Ливонской войны члены ревельского Братства Черноголовых участвовали во многих сражениях и успешно помогали защищать город от русских войск, осаждавших Ревель в 1570-71 и 1577 годах.
По окончании в 1721 году Великой Северной Войны Ливония стала частью Российской империи . Ганзейский союз утратил в Прибалтике большую часть своего могущества, которое имел в Средние века и Братство Черноголовых постепенно трансформировали из полувоенной корпорации в преимущественно гражданскую организацию. Хотя рыцарский кодекс чести, принятый Братством, и правила, касающиеся участия в сражениях, в целом сохранили, военное значение Черноголовых постепенно шло на спад. Несмотря на это, кавалерийское подразделение с собственной униформой сохраняли в Ревеле до 1887 года.
В XVIII и XIX столетиях местные Братства Черноголовых играли важную роль как организаторы различных общественных мероприятий, торжеств и концертов, а также собирали произведения искусства. В Ревеле и Риге Дома Черноголовых, в которых с почтением хранили средневековые традиции, стали культурными и общественными центрами для представителей элиты общества. В 1895 году Братство Черноголовых в Ревеле было формально преобразовано в Клуб Черноголовых .
Братства в Таллине и Риге продолжали существовать в независимых республиках Эстонии и Латвии до присоединения Прибалтики к СССР в 1940 году, когда Братство было ликвидировано советскими властями. Большей части членов удалось бежать в Нацистскую Германию , где они попытались продолжить чтить свои традиции. В 1961 году Братство Черноголовых было официально зарегистрировано в Гамбурге , где и существует по сей день .
Изначально в состав Братства Черноголовых в Ревеле входили преимущественно торговцы, ещё не имевшие возможности вступить в Большую гильдию, холостые, те, кто не был по закону независим или не имел предприятия в Ревеле. В состав также могли входить: ювелиры, аптекари, литераторы, профессоры гимназий. Ревельское Братство Черноголовых было управляемо двумя старейшинами, избираемыми из членов Братства. Старейшие члены ревельского Братства («большая скамья») имели свободный доступ в здание Большой гильдии, где они проводили собрания, но после конфликта, имевшего место между Братством и Большой гильдией в 1540 году, были изгнаны оттуда .
Братство Черноголовых подразделяли на локальные автономные организации, владевшие так называемыми «домами Черноголовых» более чем в 20 городах Эстляндии и Лифляндии, включая Ревель, Ригу, Дерпт , Пернау . В XVII веке было также основано подразделение Братства в Германии в городе Висмар .
Дом братства Черноголовых в Таллине — единственный, сохранившийся до XXI века без внешних изменений, хотя в начале XX века его позднеготический зал был радикально перестроен. С 1406 года Братство арендовало помещение для собраний у гильдии св. Олая в нынешнем доме № 24 на улице Пикк в Таллине. Приобретя в 1531 году у ратмана Йохана Вианта соседний земельный участок в собственность Черноголовые получили возможность реализации собственного проекта в стиле ренессанс. В новом помещении был импозантный 2-нефный отапливаемый зал. Позднее были выкуплены оба здания, принадлежавшие гильдии святого Олая (которое первоначально снимали и соседнее). Они оставались в собственности Братства до лета 1940 года, когда Эстония вошла в состав СССР .
Величественный Дом Черноголовых в Риге, проданный Братству в 1713 году был разрушен 28 июня 1941 года при взятии Риги немецкими войсками, а обгоревшие стены были разрушены советскими властями в 1948 году. Рижский дом Черноголовых был восстановлен в 1995—2000 годах .
В Средние века состоявшиеся торговцы из ревельского Братства Черноголовых, известные как «старшая скамья», были обязаны посещать ежедневные собрания Большой гильдии, чтобы знакомиться с текущей обстановкой в сфере торговли и искусством торговли в целом. Члены Братства также собирались у себя почти каждый вечер «отдохнуть от трудов праведных».
Дважды в год Братство отмечало большие праздники: первый — после Рождества , между 24 декабря и 10 января, в честь окончания навигации, а второй — в масленицу , до начала навигации. Оба торжества начинали с официальных мероприятий, на которых улаживали организационные вопросы и продолжали «главными пирами», с музыкой, плясками и подобием карнавальных шествий, охватывавших порой весь город.
От этих празднеств в XV—XVI веках пошёл обычай устанавливать рождественское дерево . Первые в Эстонии документы, упоминающие о рождественской ели гласят, что в 1441, 1442 и 1514 Братство устанавливало дерево в своём ревельском доме на праздники. В последнюю ночь торжества дерево было перемещено на Ратушную площадь , где члены Братства танцевали вокруг него . Проповедник и летописец Бальтазар Руссов писал в своей «Хронике провинции Ливония» об установившейся к первой половине XVI столетия традиции ставить большую ель , обвешанную розами на рыночной площади в Ревеле, где молодые люди « отправлялись к ней с толпами женщин и девушек, сначала пели и обвивали дерево, а затем зажигали его, так что в темноте оно ярко горело » . Первое описание рождественского дерева, использованного Братством в Риге в 1510 году — похоже на описания из Ревеля.
Во время этих празднований, проходивших дважды в год, в Братство могли быть приняты новые члены. Вступить в братство мог любой «достойный», посещавший пиры Черноголовых ранее. Имена новичков вносили в книгу Братства, старейшина наставлял и поздравлял его, а вся братия при этом пила за здоровье нового собрата из высоких и тонких кубков — «козьих ног». В течение некоторого времени новые члены Братства должны были прислуживать «старшим» братьям за столом и выполнять прочие обязанности .
Взаимоотношения между братьями строго регулировали, а любое нарушение установленного порядка карали. Например, в Ревеле выругавшийся в адрес брата должен был уплатить штраф в 1 марку ; штраф за удар в лицо или в ухо составлял 2 марки, а за повторный удар — 3 марки. Штрафы ужесточали при публичном нанесении оскорбления. Уклонение от церемониальных пиршеств, шествий и церковных служб также наказывали. Многие штрафы должны были быть уплачены воском , который в Средние века был ценным товаром; воск использовали для освещения залов и церквей, находящихся под патронажем местного братства. Огромный штраф в 5 фунтов воска выплачивал тот, кто « вцепился другому в волосы или плеснул в лицо пивом » .
Точное происхождение термина «черноголовые» — неизвестно. Святой покровитель Братства Черноголовых — темнокожий Святой Маврикий , также его голова изображена на гербе Братства. Остаётся неясным, был ли выбор святого покровителя обусловлен названием или же оно появилось после выбора святого.
Некоторые традиции Братства Черноголовых сохранили в обычаях корпусов ( нем. Corps ) балтийских немцев , а также эстонских и латышских студенческих корпораций . Как правило, большинство корпораций принимают новых членов дважды в год. Церемониальное употребление алкоголя, затейливо украшенная посуда, личный кодекс чести и строгие правила, управляющие взаимоотношениями между членами, включая установленные штрафы и наказания — всё это во многом напоминает традиции Черноголовых. Военная сторона Братства сохранена в церемониальном использовании особых мечей . В региональной структуре Кайтселийта его члены в Таллине и Тарту, бывших когда-то центрами Черноголовых, поддерживают собственные военизированные малевконды — крупные подразделения дружин ( эст. malev ), основной обязанностью которых является оборона указанных городов от потенциального вторжения противника.