Interested Article - Суфлёр
- 2021-10-10
- 2
Суфлёр ( фр. souffleur , от souffler — «дышать, дуть, подсказывать») — работник театра , который следит за ходом репетиций , спектакля по тексту пьесы и подсказывает по необходимости актёрам текст роли . В переносном смысле суфлёр — подсказчик, тот, кто даёт подсказки. В музыкальном и драматическом театре суфлёр сидит в суфлёрской будке или в одной из боковых кулис, которая скрыта от зрителей. Суфлёрская будка (колпак) располагается посреди сцены , едва возвышаясь над помостом, и имеет форму ракушки, вогнутого зеркала , в фокусе которого — голова суфлёра.
У людей, не знакомых с внутренней жизнью театра, обычно бывает снисходительное отношение к суфлёрам — кажется, что суфлёру достаточно просто тихо зачитать текст из книжки. На самом деле от суфлёра требуется эрудиция , безупречное знание языка (суфлёр должен не только подсказать, но и поправить актёра на репетиции, если тот неверно произнесёт слово или ошибётся с ударением), правильная дикция , способность регулировать громкость голоса, хорошо знать весь текст пьесы (в то время как актёру достаточно выучить только свою роль), хорошее зрение и слух. Виртуозы своего дела добивались такого сдавленного звука, как чревовещатели: он доносился только до артистов, не спускающих глаз с суфлерской будки. Кроме того, суфлёр должен знать особенности каждого конкретного актёра : в то время как одному достаточно сказать глагол из фразы, другому требуется сказать целую реплику . С большим сочувствием писал в начале XX века о работе суфлёров Константин Станиславский :
Этот мученик обречен в театре на вечную пытку, от которой становится страшно за человека. Грязный ящик вроде собачника, обитый пыльным войлоком. Половина туловища суфлера погружена в подполье сцены с подвальной сыростью, другая половина туловища его — на уровне пола сцены — подогревается с обеих сторон стосвечевыми раскаленными лампами рампы . Вся пыль при раздвигании занавеса, при шмыгании женских юбок о пол сцены летит в рот мученика-суфлера. А он принужден весь день и весь вечер без передышки, в течение всего спектакля и репетиций, говорить неестественно сжатым, часто напряженным голосом, чтобы быть слышным только актерам, а не зрителям. Известно, что три четверти суфлеров кончают чахоткой. Все это знают, и никто не пытается изобрести более или менее приличную суфлерскую будку, несмотря на то, что наш век не скупится на изобретения .
Появление суфлёров было связано с тем, что до появления репертуарного театра актёрские труппы ставили целью выпускать как можно больше спектаклей в год. Новую пьесу начинали репетировать в понедельник, а в субботу или воскресенье уже могли давать премьеру. Актёрам в месяц приходилось выучивать по 120 листов текста, а в сезон, длившийся полгода, — до 780. Если к этому числу прибавить товарищеские бенефисы , когда за вечер играли аж по две пьесы, то количество страниц текста доходило до тысячи . Иногда с премьерой на сцену актеры выходили всего после двух-трёх репетиций и запомнить в кратчайшие сроки текст были не в состоянии. В таких условиях присутствие суфлера было насущной необходимостью . Поскольку суфлёры изо дня в день, из года в год видели множество самых разных постановок, то порой становились ходячими энциклопедиями по истории театрального искусства . Ситуация изменилась с появлением режиссёрского театра и распространением системы Станиславского , требующей вживания в роль, что невозможно без заучивания текста. Заметно увеличился репетиционный период; ушли времена, когда труппы выпускали за сезон 50 и более новых спектаклей. В связи с этим должность суфлёра начала исчезать из театров . В настоящее время суфлёры сохраняются всего в нескольких московских театрах, в частности должности суфлёров сохранены в Большом , Малом театрах, МХТ имени А. П. Чехова .
См. также
Примечания
- Гл. ред. А.М. Прохоров. Большая Советская Энциклопедия. — 3. — М. : Советская Энциклопедия, 1976. — Т. 25. — С. 99. — 600 с.
- ↑ Людмила Петрова // «Гудок», 18 января 2011 года
- ↑ Базылюк М. // Новые Известия : газета. — М. , 2005. — Вып. 2 марта . 5 октября 2015 года.
- ↑ Марина Райкина. . www.mk.ru (16 марта 2001). Дата обращения: 9 сентября 2020. 23 июня 2021 года.
- . Культура.РФ: Портал культурного наследия России. Дата обращения: 5 октября 2015. 5 октября 2015 года.
- Шестакова А. . OpenSpace.ru (18 мая 2012). Дата обращения: 5 октября 2015. 5 октября 2015 года.
- 2021-10-10
- 2