Жеребцова, Ольга Александровна
- 1 year ago
- 0
- 0
Хе́ся Алекса́ндровна Локшина́ ( 4 [17] декабря 1902 , Рославль , Смоленская губерния — 1 июня 1982 , Москва ) — советский режиссёр и сценарист. Жена Эраста Гарина .
Родилась в Рославле , в еврейской семье. Семнадцатилетней уехала в Москву — с 1919 по 1922 год училась на экономическом факультете МГУ .
Работала ассистентом режиссёра и актрисой в Театре Мейерхольда . В 1929 году окончила режиссёрский факультет Высших государственных театральных мастерских Наркомпросса РСФСР — Высшие театральные мастерские В. Э. Мейерхольда . С 1929 года — ассистент режиссёра на Ленинградской фабрике « Совкино » (в дальнейшем — киностудия « Ленфильм »), где участвовала в создании картин « Одна » (1931) и « Юность Максима » (1934). С 1936 года — режиссёр (мастерская Сергея Юткевича ).
Разгром « Женитьбы » (1937) и её запрет почти сразу после выхода на экраны вынудили обратиться к театральной режиссуре. Совместно с Сергеем Юткевичем в 1938 году поставила «Весенний смотр» по пьесе В. Шкваркина в Ленинградском театре комедии . И там же следом — «Сын народа» Юрия Германа совместно с Эрастом Гариным .
В 1940 году возвратилась в Москву и поступила на киностудию « Союздетфильм » (в дальнейшем — Киностудия имени М. Горького ). Во время ВОВ продолжала работать в Сталинабаде , куда была эвакуирована студия .
Х. Локшина поставила нескольких спектаклей в Театре-студии киноактёра и Театре сатиры , была режиссёром дубляжа.
Скончалась 1 июня 1982 года в Москве . Похоронена на Ваганьковском кладбище рядом с мужем (участок № 17) .
В книге о Валентине Гафте Я. И. Гройсманом опубликованы воспоминания артиста о визите к Эрасту Гарину домой для разговора, когда он увидел там жену режиссёра .
…мы шли к нему в кабинет через какие-то комнатки, комнатки, комнатки… И вот, проходя одну из них, я увидел слева какую-то полудетскую кровать, чуть ли не с сеткой, и там, о Боже, под простынкой, мне показалось, лежит мёртвый человек. Простынка накрывала такое худющее-худющее тело, и безжизненная головка усопшей повисла с кровати. Абсолютный морг. Я прошёл в кабинет, не понимая, как Эраст Павлович не обратил на это внимания. Это была его жена Хеся, знаменитая его помощница, мастер дубляжа.<…>
… Впоследствии выяснилось, что Хеся всегда так выглядела и всё было нормально, она просто крепко спала. Она, кстати, пережила Эраста Павловича на много лет.— «Валентин Гафт. …Я постепенно познаю…» 1997
Евгений Весник в книге «Записки артиста»:
Эраст Гарин и Хеся Локшина — святая пара. Друг без друга они жить не могли. Детей у них не было. Она относилась к нему, как к сыну, к брату, а Эраст её заботы принимал с важной и гордой безропотностью, как само собой разумеющееся. Она часто болела, лежала в больницах, и в эти дни можно было ощутить, кем была Хеся для Эраста. Он сникал, худел, мрачнел, старел, обрастал бородой, делался мятым, неуютным и даже злюкой с глазами, полными тревоги, печали и растерянности.
Когда он ушёл из жизни, Хеся Александровна сгорела очень быстро. Без Эраста Павловича она стала потерянной, вскоре ушла к нему. Такие пары не забываются. Голубки!— Евгений Весник, «Записки артиста» 2009