Ицик, Далия
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаак Соломонович (Ицик) Фе́фер ( идиш איציק פֿעפֿער ; 10 [23] сентября 1900 — 12 августа 1952 ) — еврейский советский поэт и общественный деятель. Писал на идише . Был арестован по делу ЕАК. 12 августа 1952 года был расстрелян вместе с другими деятелями еврейской культуры СССР .
Отец — учитель, автор стихов , писавший в стиле народной поэзии ; мать — чулочница. Получил домашнее образование под руководством отца.
Двенадцатилетним подростком поступил на работу в типографию . В 1917 году вступил в Бунд , а в 1919 году — в партию большевиков и поступил добровольцем в Красную армию . Схваченный деникинской контрразведкой, попал в киевскую тюрьму, откуда его освободили вооружённые рабочие.
Редактировал литературно-художественные журналы на идише и принимал активное участие в жизни писательских организаций Украины и Москвы. Был членом президиума ССП УССР и членом правления ССП СССР .
После начала войны эвакуирован в Уфу, в апреле 1942 года стал членом (с 1945 — ответственным секретарём) Еврейского антифашистского комитета при Совинформбюро .
С апреля 1942 года — заместитель редактора издававшейся ЕАК газеты « Эйникайт » («Единение»). Летом 1943 года по поручению советского руководства вместе с С. Михоэлсом совершил поездку по США, Канаде, Мексике и Англии с целью сбора средств для Красной армии . В феврале 1944 года вместе с С. Михоэлсом и Ш. Эпштейном подписал письмо И. В. Сталину с просьбой об организации Еврейской автономии в Крыму .
Тесно сотрудничал с органами НКВД , имел конспиративные встречи с Л. П. Берией ; во время войны курировался заместителем начальника управления контрразведки НКГБ Л. Ф. Райхманом . О связях Фефера с органами ГБ Михоэлс и члены президиума ЕАК догадывались (или знали), но ничего от него не скрывали, считая, что вся деятельность комитета направлена на благо государства.
После разгрома ЕАК и ареста (Фефер был арестован одним из первых) он оговаривает не только товарищей по комитету, но и себя, сотрудничая со следствием и надеясь на особое к себе отношение. Только в конце судебного процесса, когда обвиняемые не признали свою вину и рассказали о тех методах, какими велось следствие, Фефер понял, что и ему не будет пощады, и отказался от своих показаний.
Вот что сказал Ицик Фефер: «Следователь Лихачёв говорил мне: „Если мы вас арестовали, то найдём и преступление… Мы из вас выколотим всё, что нам нужно.“ Так это и оказалось. Я не преступник, но будучи сильно запуганным, дал на себя и других вымышленные показания».
12 августа 1952 года Фефер был расстрелян по приговору специальной судебной коллегии по делу ЕАК вместе с другими деятелями еврейской культуры СССР.
«Следствием по делу арестованных бывших руководителей еврейского антифашистского комитета установлено, что во время своего пребывания в США Михоэлс и Фефер встречались с Х. Вейцманом и передали ему клеветническую информацию о положении евреев в СССР», — отмечалось в письме министра госбезопасности С. Д. Игнатьева к секретарю ЦК КПСС Маленкову от 07.02.1953 .
Посмертно реабилитирован в ноябре 1955 года. На московском Николо-Архангельском кладбище (участок 3/3) И. Феферу установлен кенотаф .
В 1949 году Пол Робсон приехал в Москву с концертным турне. С последним концертом он должен был выступать в зале имени Чайковского . Робсон согласился выступать лишь при условии встречи с Фефером, с которым он познакомился в 1943 году во время поездки группы представителей ЕАК в США. Фефер к этому времени уже год как сидел на Лубянке, о чем Робсону не сообщили. По требованю Робсона Фефера доставили в гостиницу « Москва », где и состоялась встреча. Фефер дал жестами знать Робсону, что гостиница прослушивается, и во время ничего не значащего разговора жестами и записками передал сведения о репрессиях против членов ЕАК .
На заключительном концерте в зале Чайковского Робсон объявил, что на бис споет только одну песню — песню еврейских партизан из варшавского гетто . (На самом деле исполненный им гимн еврейских партизан — « Зог нит кейн мол » была создана Гиршем Гликом в Вильнюсском гетто ). Робсон сказал, что посвящает эту песню своему другу Михоэлсу, который скончался скоропостижно, а также Феферу, с которым он только что встретился. Песня на идише была встречена овацией зала .
Вернувшись в США, Робсон организовал письмо в защиту Фефера, которое подписали, среди прочих писатель Говард Фаст и тогдашний председатель Всемирного совета мира , французский физик Фредерик Жолио-Кюри . По мнению наблюдателей, письмо Робсона на три года отсрочило гибель Фефера .
Дебютировал в 1919 году в киевской газете «Комунистише фон» («Коммунистическое знамя»), печатался в газетах «Югнт», «Найе цайт», «Фолкс-цайтунг», «Штэрн», «Украинэ», «Пролэтарише фон» и др. Стал одним из руководителей киевской литературной группы «Видэрвукс» («Поросль»), в издательстве которой в 1922 году вышел его первый сборник «Шпэнэр» («Щепки»).
С 1922 по 1948 год написал ряд стихотворений, баллад, басен, вошедших в сборники его стихотворений. Произведения Фефера неоднократно издавались в переводе на русский язык.
Был наиболее политизирован среди еврейских поэтов. Сборники стихотворений и поэм Фефера главным образом посвящены строительству социализма. Пьеса «Солнце не заходит» (1947) поставлена в Госете .