Interested Article - Гойен, Ян ван

Ян ван Гойен ( нидерл. Jan Josephsz van Goyen [ˈjɑn vɑŋˈɣoːjə(n)] , 13 января 1596 , Лейден 27 апреля 1656 , Гаага ) — голландский живописец , рисовальщик и гравёр , мастер офорта , пейзажист « Золотого века голландской живописи ». « Малый голландец » .

Ван Гойен был необычайно разносторонним художником, оставившим около двенадцати сотен картин и более тысячи рисунков. Он писал лесные, морские и речные виды, зимние пейзажи, городские, архитектурные виды и пейзажи с крестьянами. Список художников, на которых он оказал влияние, гораздо длиннее . Вместе с Саломоном ван Рёйсдалом и Питером де Молином Ян ван Гойен является представителем так называемого «панорамного стиля» голландской пейзажной живописи, сложившегося в конце двадцатых годов XVII века. Композиции картин ван Гойена, отличающиеся напряжёнными диагоналями перспективы , низкая линия горизонта и высокое небо, сдержанность в цвете — почти монохромная палитра поздних произведений художника, «прозрачные дали» просвечивающего сквозь живопись светлого грунта придают его пейзажам особенную глубину и, одновременно, ширь пространства .

Биография

Ян ван Гойен родился 13 января 1596 года в городе Лейдене , южная Голландия, в семье сапожника Йозефа Янса ван Гойена. Он был одним из четырёх детей и между 1608 и 1615 годами уехал в Хорн (северная Голландия), после того как за короткий период прошёл обучение у трёх художников. В возрасте десяти лет ван Гойен поступил в ученики к лейденскому мастеру Конрату Шильперорту, затем он учился у городского живописца Якоба ван Сваненбурга . Здесь Ян продержался недолго и впоследствии поступил в ученики к малоизвестному лейденскому живописцу по стеклу Яну Аренцу. Но из книги А. Хоубракена «Великий театр нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen, 1718—1721) мы узнаём, что Ян объявил отцу: «Только занятия масляной живописью доставляют ему удовлетворение», поэтому отец послал его в Хорн к Виллему Герретцену, «у которого тот около двух лет работал с усердием и прилежанием» .

В девятнадцать лет Ян ван Гойен уехал в Лейден, а затем во Францию вместе со своим бывшим учителем. По возвращении в Харлем он учился у пейзажиста Эсайаса ван де Велде в Харлеме . Этот художник стал ключевой фигурой в развитии Яна ван Гойена. Ван Гойен проработал в студии ван де Велде год. А. Н. Бенуа отмечал также важное влияние на молодого художника гравюр Абрахама Блумарта и живописных пейзажей Геркулеса Сегерса .

В 1618 году ван Гойен женился в Лейдене на Аннетье ван Ралст и открыл собственную мастерскую. Тогда же он был принят мастером в лейденскую Гильдию Святого Луки . В 1629 году он познакомился с Яном Порселлисом , который приобрёл продаваемый тогда ван Гойеном дом. Эта встреча не могла пройти бесследно и в дальнейшем, после переезда в Гаагу в 1632 году, Ян ван Гойен стал создавать самые характерные для его творчества «марины» и речные пейзажи. В Гааге он прожил до конца жизни.

В XVII веке в Гааге проживало около 650 художников, только в Амстердаме их было больше, более тысячи. Переехав в Гаагу, Ван Гойен в 1634 году стал гражданином города. В 1638 году возглавил местную Гильдию Святого Луки. Ян ван Гойен не имел финансового успеха при жизни. Его картины плохо продавались. И он был вынужден, снижая цены отдельных произведений до пяти — десяти гульденов, писать лаконично и быстро, используя ограниченную палитру недорогих пигментов. В 1652 и 1654 годах он был вынужден продать свою коллекцию картин и графики и впоследствии переехать в дом поменьше. Помимо живописи и продажи собственных работ Гойен занимался оценкой и продажей произведений искусства, а также недвижимостью, земельными участками и торговлей тюльпанами , перекупив множество луковиц тюльпанов, но и в этой работе потерпел финансовый крах .

Были и отдельные успехи. В 1651 году по заказу городского совета он написал большую панораму (174 на 460 см): вид Гааги с юго-востока. За это произведение художник получил 650 гульденов, значительную сумму по тем временам. Но богатым он так и не стал и постоянно нуждался в деньгах (2 мая 1653 года он просил вычесть сумму, которую ещё не получил, из его долга перед городским советом).

К 1656 году его долги достигли 18 тысяч гульденов . Он умер в 1656 году в Гааге, всё ещё имея долг в 18 тысяч гульденов, его вдова была вынуждена продать оставшиеся недвижимость, мебель и картины.

Творчество

Его первая подписанная картина датируется примерно 1618 годом. Затем последовало более тысячи картин и 800 рисунков. Ян ван Гойен специализировался на панорамных пейзажах: видах рек с городами и селениями по берегам, подобно картинам Якоба и Саломона ван Рёйсдала . Е. И. Ротенберг писал о пейзажах ван Гойена: «Горизонт у него очень низкий, небо занимает две трети картины, дали тают в тумане. Такое композиционное решение хорошо передаёт равнинный характер местности. Гойен любит изображать серые, пасмурные дни, когда воздух насыщен влагой, а надувающий паруса ветер гонит низкие облака. Колорит его картин выдержан обычно в единой коричневато-серой тональной гамме» .

Ван Гойен много путешествовал по городам Голландии и это также нашло отражение в его пейзажах. Он разработал собственный метод и, отчасти под влиянием Порселлиса, лаконичное трёхплановое цветовое решение картины, отчего специалисты по истории голландской живописи называют такой метод «тональным пейзажем» . Обыгрывая тональный контраст светлого высокого неба с облаками и низкого горизонта, художник писал передний план тёмными «земляными» красками (железистыми охрами и умброй) коричневато-серого цвета, средний план делал светлее, зеленоватым, а дальний — совсем светлым, голубым. Кроме того, он покрывал детали переднего плана тёмными коричневатыми штрихами, подчёркивая такой текстурой его материальность, а сквозь прозрачные краски дальнего плана (с большим количеством связующих масел) просвечивал светлый грунт, придавая этому плану особенную воздушность. А. Н. Бенуа к тому же отметил в связи с эрмитажной картиной ван Гойена «Берег в Схевенингене»:

Красиво писали облака венецианцы и фламандцы, но рядом с облаками Гойена их небеса покажутся грузными, «каменными». Кажется, действительно вся эта рыхлая, пропитанная светом и влагой масса несётся, развевается. Вот выглянул тусклый кусочек неба, вот сейчас он снова скроется за подвижными громадами. И как высоко до неба! Сколько простора. Дышится легко, бодряще. Внизу далеко светлеет серая равнина воды и с ней сливается плоская, жёлтая равнина прибрежного песка .

Ян ван Гойен разработал различные жанровые разновидности пейзажных картин, такие как виды на дюны, виды на город, виды на речной берег и виды на устья рек с кораблями, как в хорошую, так и в плохую погоду. Поздние произведения ван Гойена, подчёркивая ограниченность и лаконизм его цветовой палитры, выработанных художником ради передачи глубокого свето-воздушного пространства, специалисты относят к «системе единой тональности » .

Сотрудник санкт-петербургского Эрмитажа , в котором хранятся тринадцать пейзажей ван Гойена, Ю. И. Кузнецов, подчёркивал, что «картины художника, несмотря на обыденность мотива, а вернее, именно благодаря ему, открывают новый этап в пейзажной живописи» и «приёмы тонального колорита создают ощущение единой световоздушной среды». Однако в его картинах есть всё, кроме солнечного света, поскольку «в рамках тональной живописи его передать и невозможно, так как и тени и светá писались при этом в одинаково холодных тонах, а основной закон эффекта солнечного освещения состоит в контрасте тёплых светов и холодных теней» .

Считается также, что благодаря его творчеству окончательно сформировался и утвердился живописный стиль национального пейзажа Голландии . Ян ван Гойен оказал значительное влияние на пейзажистов своего века, оставив после себя множество подражателей. По данным Нидерландского института истории искусств, он оказал влияние на Корнелиса де Би , , , , , , Абрахама ван Бейерена , Ваутера Кнейфа . У Гойена, возможно, учился живописи Ян Стен , женившийся на его дочери .

Галерея

Примечания

  1. Thieme / Becker. Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart. — E.A. Leipzig, 1899
  2. Jan van Goyen at the RKD (Netherlands Institute for Art History)
  3. Власов В. Г. Гойен, Ян фан // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 252. — ISBN-5-88737-005-X
  4. Власов В. Г. «Панорамный стиль» // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VII, 2007. — С. 126—127
  5. Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 63
  6. Авт.-сост. М. И. Ткач. Энциклопедия пейзажа. — Энциклопедия живописи. — М. , 2002. — С. 109. — 351 с. — ISBN 5948491366 .
  7. А. Н. Бенуа . Путеводитель по Картинной галерее Императорского Эрмитажа (1910). — М.: Изобразительное искусство, 1997. — С. 187
  8. . Дата обращения: 19 апреля 2019. 10 марта 2018 года.
  9. Ротенберг Е. И. Искусство Голландии XVII века. — М.: Искусство, 1971. — С. 70
  10. Тарасов Ю. А., 1983. С. 43
  11. А. Н. Бенуа , 1997. — С. 188
  12. Тарасов Ю. А., 1983. — С. 80
  13. Кузнецов Ю. И. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. — Л.: Искусство, 1984. — С. 45
  14. Киселев Александр. Шедевры мировой живописи. Голландская живопись XVII века. — М. : Белый город, 2008. — С. 26. — ISBN 978-5-7793-1554-8 .
  15. от 14 августа 2020 на Wayback Machine Нидерландский институт истории искусств

Ссылки

Источник —

Same as Гойен, Ян ван