Пьяцца-Армерина
- 1 year ago
- 0
- 0
Пья́цца Наво́на ( итал. Piazza Navona ) — римская площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника, устроенная на месте стадиона Домициана (I в.). С XV века по 1869 г. место нахождения городского рынка. Застраивалась в XVII веке в стиле барокко .
На площадь выходят две церкви, включая церковь св. Агнессы . Ее строили в 1652—1672 годах архитекторы Джироламо и Карло Райнальди , Франческо Борромини , Джан Лоренцо Бернини , а также несколько дворцов, включая палаццо Памфили (строился для Иннокентия X в 1644—1650-х годах, фрески Пьетро да Кортоны ; ныне посольство Бразилии ).
Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади — Навона: в Средневековье — campus agonis или in agone , затем — n’agone и окончательно — navone/navona . В Средневековье площадь также была известна под названием цирк Александра Севера, Ordo Romano и Mirabilia (XII—XIII века) упоминают театр или цирк Александра. В многочисленных средневековых документах встречается название — Campus agonis или agon (старейший документ — императора Оттона III) :72 .
Гай Юлий Цезарь построил в честь празднеств по поводу освящения своего форума ( форум Цезаря ) в 46 г. до н. э. на Марсовом поле первый (временный) стадион для соревнований атлетов. Затем при императоре Домициане в 85 г. он был расширен . Стадион длиной 275 м и шириной 106 м вмещал в себя 10 600 человек (по иным данным до 15 тысяч зрителей) . Стадион Домициана был выстроен в форме удлиненной подковы с закруглением с северной стороны, стартом и финишем у южной, прямой стороны. Массивное строение было выполнено из кирпича и известняка. Два основных входа располагались по боковым сторонам. На стадионе проводились соревнования по бегу, метанию диска, кулачные бои ( лат. agon capitolinus ). Стадион изображён на одном из сестерциев Септимия Севера , так как на стадионе проходили праздничные игры по случаю свадьбы сына Каракаллы и Плавтиллы. Ряды для зрителей располагались ярусами, опирающимися на сводчатые конструкции с внешними стенами с аркадами, облицованными травертином . Здесь было множество скульптур, реплик знаменитых древнегреческих статуй. Во внешних арках располагались лавки торговцев, ремесленников, а также бордели . Стадион был известен как Campus или Circus Agonalis — от греческого слова αγων (agōn), означающего соревнование с приложением физических усилий. Впоследствии это слово стало означать легкоатлетические соревнования и дало церкви имя agone.
Первая церковь на бывшем стадионе (в аркадах, где находился бордель, в который отправили христианку Агнессу :377 ) была сооружена на месте предполагаемого мученичества святой Агнессы . Впервые эта церковь упоминается в кодексе монастыря Айнзидельн ( нем. Einsiedeln ) .
Надпись об освящении церкви в 1123 г. при папе Каликсте II , сообщает также о реставрационных работах в начале XII в. Части трибун стадиона стали застраивать домами, а арена стала площадью, на которой в том числе проходили бега. Форма арены сохранилась до наших дней, так как фундамент и частично внешние стены стадиона были использованы для средневековых построек. Стадион сохранялся как одно из немногих открытых пространств в средневековом Риме и продолжал использоваться для спортивных игр до 1477 года, когда сюда от подножия Капитолия был перенесен основной городской рынок. Только в 15 веке зрительские ярусы были полностью разрушены и заменены жилыми домами.
В 1470 г. Антонио Памфили купил три дома в юго-восточной части площади. В 1644 г. его потомок Джованни Баттиста Памфили , ставший папой Иннокентием X поручил Джироламо Райнальди и позднее Франческо Борромини построить дворец (палаццо Памфили).
Олимпия Майдальчини, родственница папы, планировала перестроить всю площадь в Forum Pamphilj по примеру античных императорских форумов . Для этого Борромини продлил до площади античный акведук Девы , так что Бернини смог построить в 1649 г. фонтан четырёх рек, в центре которого был установлен обелиск. Обелиск был найден на территории цирка Макценция на Аппиевой дороге.
Два более старых фонтана — фонтан Мавра и Нептуна, построенные Джакомо делла Порта , были перестроены Бернини. Окончательный облик, однако, они приобрели в XIX в.
В 1652 г. была перестроена церковь Святой Агнессы — Сант-Аньезе-ин-Агоне. Архитекторы, работавшие над проектом — Джироламо и Карло Райнальди , а также Борромини, создавший купол и фасад в 1653—1657 гг. Античные арки были снесены и средневековая церковь практически полностью уничтожена . Церковь должна была стать папской капеллой рядом с дворцом папы — палаццо Памфили, а также местом его захоронения. После смерти папы Иннокентия форум Памфили так и остался недостроенным. Папа был похоронен без пышных почестей в церкви.
Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Так, в Средневековье на ней проходил турнир — Giostra del Saracino . Андреа Фульвио , гуманист эпохи Возрождения, и другие авторы XVI века описывали пышные карнавальные шествия по площади, в 1492 году испанцы устроили большой праздник у своей национальной церкви — Сан-Джакомо-дельи-Спаньоли , после завоевания Гранады :373 . Конные состязания (назывались Corsi del Fantino ) проходили во время французской оккупации.
В XVII—XVIII веках в выходные в августе для охлаждения в самый жаркий месяц года площадь заливалась: для этого фонтаны намеренно переполнялись водой :376 .
В августе 1477 года сюда по приказу камерленго кардинала Guillaume d’Estouteville был перенесён рынок, находившийся ранее у Капитолийского холма, и он просуществовал на площади до 1869 года, когда его переместили на Кампо-деи-Фьори. На рынке, проходившем каждую среду, продавались овощи, фрукты и другие продукты питания . Сегодня на площади в рождественское время проходит рынок — Befana di piazza Navona , где продаются в основном игрушки. Круглый год площадь посещает множество туристов.
На площади находятся три фонтана (ранее на площади находился также и четвёртый фонтан — большая античная мраморная ванна :376 ):
Обелиск (16. 54 метра) был изготовлен в Египте из асуанского гранита по приказу Домициана . Иероглифы были нанесены уже в Риме: гимн императору Домициану и обожествлённым Веспасиану и Титу . После строительства цирка Максенция на Аппиевой дороге , он был установлен посредине арены. Обелиск находился среди развалин цирка до 1651 года, пока папа Иннокентий X не приказал его перенести на площадь. Античный постамент обелиска так и не был найден. Современный постамент изготовлен из красного гранита. Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой — гербовой знак семьи Памфили.