Киевская духовная академия
- 1 year ago
- 0
- 0
Каза́нская духо́вная акаде́мия ( тат. Казан руханилар академиясе ) — высшее духовное учебное заведение Российской империи , располагавшееся в Казани . Существовало в 1797—1818 и 1842—1921 годы. В настоящее время ведётся работа по возрождению Казанской духовной академии .
Основанная в 1723 году в Казани , архиерейская элементарная школа была преобразована в 1732 году в семинарию по образцу Киевской духовной академии , доставившей сюда и первых учителей. В ней преподавались риторика , философия и богословие , а в конце XVIII века также история , география , математика и новые языки. В силу местных нужд преподавался здесь и татарский язык .
Вопрос о необходимости учреждения в Казани высшего духовно-учебного заведения был поставлен ещё в конце XVIII века . Дело в том, что Казань уже в то время получила значение центра религиозно-нравственного просвещения для всего обширного востока России, а Казанская духовная семинария получила настолько значительное развитие, что её приравнивали к Киевской и Московской академиям; к тому же на практике сказалось неудобство управления из далёкой по условиям сообщений того времени Москвы духовно-учебными заведениями восточной России. В видах всего этого Казанская духовная семинария указом от 18 декабря 1797 году была переименована в академию.
Для пополнения образования воспитанники академии посещали Казанский университет , где слушали лекции по предметам, не преподававшимся в академии. Однако выпускники академии этого периода не считались получившими высшее образование; по этой причине, с началом действия устава 1835 года , пришлось оставить преподавание в Казанском университете профессору богословия А. И. Нечаеву , М. В. Полиновскому и др.
Таково было происхождение так называемой старой казанской духовной академии, просуществовавшей до 1818 года. Совершившееся в царствование Императора Александра I (в 1808 и 1810 годах) преобразование духовно-учебных заведений, по плану которого в России предполагалось сохранить все существовавшие в то время четыре духовные академии, в том числе и казанскую, Казани, однако, не коснулось. Без достаточных материальных средств и без достаточных сил преподавательских эта старая академия влачила своё более нежели скромное существование.
21 сентября 1818 года Казанская Духовная академия была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус академии только у трёх высших духовных школ: Киевской , Московской и Санкт-Петербургской . В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав её подотчётной Санкт-Петербургской Духовной Академии .
Отдаленность Казани от других центров духовно-религиозного просвещения, а в особенности важное значение этого города в миссионерском отношении к концу 1830-х годов снова выдвинули вопрос о необходимости учреждения здесь высшего духовного учебного заведения, которое могло бы сделаться центром духовного просвещения и приготовления миссионеров для всего восточного края и Сибири. Особенно горячо взялся за осуществление этой идеи тогдашний обер-прокурор Святейшего Синода граф Николай Протасов .
25 мая 1842 года состоялось Синодальное предположение об учреждении в Казани духовной академии на 60 воспитанников, которое и удостоилось Высочайшего утверждения, а 30 июня 1842 года воспоследовал и Высочайший именной указ об учреждении в Казани духовной академии.
По сношению графа Протасова с казанским архиепископом Владимиром и с военным губернаторам Шиповым, немедленно же преступлено было к избранию места для сооружения здания академии, которое и было выбрано на Арском Поле , за военным госпиталем и против урочища, известного под названием «Русской Швейцарии». Составлен был избирательный комитет, объявлены торги на поставку материалов и на производство работ, и 8 мая 1845 года состоялась торжественная закладка нынешнего здания академии.
Казанскую духовную академию решено были открыть, не дожидаясь окончания постройки проектированного для неё собственного здания на Арском поле , и на первое время новое учебное заведение приютилось в помещениях Спасо-Преображенского монастыря , в стенах которого 8 ноября 1842 года и состоялось торжественное открытие академии — день, который впоследствии являлся днём ежегодного торжественного академического акта.
В комплект студентов академии в первый год существования её зачислено было 33 воспитанника, в числе которых находились покойный директор местной учительской семинарии, известный миссионер Николай Ильминский и протоиерей Александр Владимирский (профессор богословия в казанском университете, а затем ректор академии) — студенты первого выпуска 1846 года.
Общий строй академической жизни определялся уставом 1814 года , общим для всех духовных академий; отличительную черту составляло вызванное местными потребностями преподавание языков турецко-татарского, арабского , монгольского и калмыцкого .
В Спасо-Преображенском монастыре академия пробыла менее года; в 1843 году под помещение её наняты были верхние два этажа только что отстроенного после пожара каменного дома купца Мельникова, на Большой Проломной улице.
Здание духовной академии , заложенное на Арском поле , строилось и отделывалось в течение трёх лет, и только летом 1848 года казанская духовная академия переведена в новое, собственное, помещение, в котором 8 ноября этого года уже праздновала обычный годичный акт свой.
В 1854 — 1855 годы , в период правления архиепископа Казанского и Свияжского Григория (Постникова) , в академии были открыты миссионерские отделения, направленные на просветительскую работу в среде старообрядцев («противораскольничье»), мусульман («противомусульманское»), буддистов («противобуддийское»), а также марийских и чувашских язычников.
В 1855 года на хранение в Казанскую духовную академию была сдана выдающаяся библиотека Соловецкого монастыря , когда Соловецкой обители угрожала вошедшая в Белое море английская эскадра. В дальнейшем эта библиотека, заключающая в себе множество важных в научном отношении рукописей, так и осталась при академии, послужив членам её материалом для целого ряда ценных ученых трудов и монографий, не говоря уже о предпринятом академиею научном описании сокровищ этой библиотеки. Заслуживает внимания и фундаментальная библиотека академии, отличающаяся своею полнотою и, в особенности, образцовым устройством и порядком.
С 1855 года казанская академия издавала и свой собственный учёный журнал — « Православный Собеседник », за время существования которого там было опубликовано немало материалов и исследований по богословским, историческим и словесным наукам.
По уставу 1884 года в академии Казанской полагается группа предметов миссионерских, подразделяющаяся на отделы татарский и монгольский.
В 1892 году академия праздновала 50-летие своего существования; к этому торжеству профессором её Петром Знаменским была изготовлена обширная и обстоятельная история этого учебного заведения.
В августе 1917 года Казанская духовная академия была выселена Временным правительством из здания на Арском поле . В здании разместились эвакуированный из Пскова кадетский корпус, а также военный госпиталь.
В 1917—1918 годах занятия с воспитанниками академии продолжались в других помещениях, в основном в здании духовной семинарии (нынешний геофак КГУ на ул. Кремлёвской).
Перед угрозой прекращения существования Казанской Духовной академии её совет, испросив благословение священноначалия, готов был к тому, чтобы преобразоваться в богословский факультет Казанского университета . 20 апреля 1918 году профессор Константин Харлампович писал Николаю Глубоковскому , что « Луначарский стоит на непримиримой позиции и не допустит государственных богословских факультетов. Везде горе, мрак и позор, и просвета нигде не видно» . Как и в Петрограде, большевистские власти не допустили слияния Казанской академии с университетом, и положение её ухудшалось с каждым днем.
В 1918 году в академии прошли последние выпускные экзамены и защита магистерских сочинений, выданы последние дипломы . О состоянии, в котором академия оказалась к началу 1919 года, её последний ректор, епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) , писал: «Библиотека в наших руках и взята под свою защиту архивной комиссией. Половина наличных студентов (человек 20) и Ваш покорный слуга, а равно и канцелярия, помещаются в здании академическом. В главном здании заразный госпиталь, почему пришлось отказаться даже от академической церкви и перейти в приходскую. Треть корпорации находится по ту сторону фронта, а трое в Москве. Остальные профессора почти все служат на советской службе и сравнительно немногие на епархиальной или совмещают должности в академии» .
В марте 1921 года был арестован ректор академии епископ Анатолий (Грисюк) и 20 её преподавателей. В ноябре академическая корпорация организовала Богословский институт во главе с профессором Казанской академии протоиереем и его помощником архимандритом Варсонофием (Лузиным) . Коллегия Татарского Наркомпроса зарегистрировала институт, но просуществовал он менее года .
В июне 2014 года сменивший митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия (Меткина) на посту ректора Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Д. А. Моисеев) заявил в интервью журналистке Деловой электронной газете Татарстана «Бизнес Online» о том, что имеется благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла всесторонне изучить вопрос о возрождении Казанской духовной академии, отметив, что для этого существуют необходимые предпосылки: « Казань — это университетский город с очень мощной образовательной традицией, одной из старейших в России. Исторически специфика образования в Казанской академии заключалась в изучении востоковедческих дисциплин, исламоведения, этнографии, восточных языков, языков и культуры народов Поволжья».
В качестве возможных мест её размещения рассматривались историческое здание Казанской духовной академии и территория городского поселения « Иннополис » в Верхнеуслонском муниципальном районе Республики Татарстан , а также здания Казанского Богородицкого и Воскресенского Новоиерусалимского монастырей.
Прибывший в июле 2015 года в Казань новый митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) (возглавивший впоследствии Казанскую духовную семинарию ) подтвердил планы возрождения Казанской духовной академии.
Я хотел бы сразу подчеркнуть: это не только моё желание, это наша церковная боль, что мы до сих пор ещё не возродили Казанскую духовную академию, которая действительно занимала особое место в жизни не только Русской Православной Церкви , не только в научном сообществе, но, я бы сказал, и на межправославном, международном уровне. Поэтому очень важно возродить и прерванную традицию, и духовную жизнь, и научную деятельность, и, как вы говорите, педагогическую, просветительскую. <…> Уже сейчас, поскольку существует духовная семинария с магистратурой, нужно готовить и профессорско-преподавательский состав путём отбора. Ведь в Казани довольно серьезная научная школа. И есть очень толковые профессора, преподаватели, научные сотрудники, которые с энтузиазмом восприняли весть о возможном возрождении Казанской духовной академии. И у нас ведь есть уже выкристаллизованная профессура: Московская, Санкт-Петербургская академии, Свято-Тихоновский университет. Есть уже ядро научного сообщества в Церкви. И, наверное, столицам придётся и поделиться, чтобы кто-то из профессуры приехал к нам на постоянное место жительства. Что при сегодняшних коммуникационных средствах, в том числе и передвижения, не будет большой проблемой.
—
Вопрос возрождения Казанской духовной академии поднимался митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном (Ашурковым) во время его встречи 30 сентября 2015 года в Казанском Кремле с Государственным Советником Республики Татарстан М. Ш. Шаймиевым .
В резолюции, принятой участниками проходившего 26 ноября 2015 года в Казани II Форума православной общественности Республики Татарстан отмечалась «важность принятия мер по дальнейшему развитию духовного образования и научно-богословской деятельности». «При этом особое внимание. — уточнялось в ней, — должно быть уделено совершенствованию учебно-образовательного процесса в Казанской духовной семинарии и созданию необходимых условий для нормального функционирования комплекса зданий семинарии . Детальной проработки и принятия согласованных решений требует проект возрождения Казанской духовной академии».
См. Выпускники Казанской духовной академии
В 1912—1914 годах Казанская духовная академия выпускала (для бесплатного распространения) «Мир ислама» — первый российский исламоведческий журнал .