Interested Article - Монтанизм

Монтани́зм ( греч. Μοντανισμός ) — религиозное движение (течение) II века , ( ересь ) в христианстве .

Движение названо в честь своего основоположника — Монтана. Течение возникло после того, как бывший языческий жрец Монтан из Фригии (на границе с Мизией ), обратившись в христианство (около 156 года ), не захотел войти в слагавшиеся в то время церковные рамки и стал проповедовать живое духовное общение с Божеством , свободное от иерархии и обрядов и проявляющееся в индивидуальных харизмах, то есть особых дарах Святого Духа, преимущественно в пророческом даре. Последователи Монтана, между которыми выделялись особенно две пророчицы, Приска (или Присцилла) и Максимилла, признали своего учителя за Параклета (Духа-Утешителя), обещанного в Евангелии от Иоанна . Движение распространилось из Малой Азии во Фракии ; отголоски его достигли Карфагена , Рима и Южной Галлии .

Религиозные идеи монтанизма известны главным образом из книг Тертуллиана , интересовавшегося этим течением.

Название

У христианских авторов встречаются разные названия этой ереси. В 7 каноне Первого Константинопольского собора еретики названы монтанисты ( др.-греч. μοντανιασταί ; лат. montanistae ) и фриги ( др.-греч. φρύγες ; лат. phryges ), по имени области Фригия , где находился город . У Епифания Кипрского в книге Панарион это 48 и 49 ересь. Он приводит следующие названия для данной секты: квинтиллиане ( др.-греч. κυϊντιλλιανοί ; лат. quitilliani ) или прискиллиане ( др.-греч. πρισκιλλιανοί ), по имени пророчицы — Квинтилла или Прискилла, которая спала в Пепузе, к ней пришел Христос, и спал с нею в таком виде, как рассказывала она сама; пепузиане ( др.-греч. πεπουζιανοί ; лат. pepudiani ) , по имени города , который был центром монтанизма; артотириты ( др.-греч. ἀρτοτυρῖται от др.-греч. ἄρτος «хлеб» + др.-греч. τυρὸς «сыр» ), во время евхаристии они прелагали не только хлеб, но и сыр. В книге «О ста ересях вкратце» Иоанна Дамаскина еретики названы катафригасты , катафригийцы ( др.-греч. καταφρυγασταὶ от др.-греч. κᾰτά «в, около» + др.-греч. Φρυγία «Фригия» ), аскодругиты ( др.-греч. ἀσκοδρουγγηταὶ ) — измененный вариант названия « таскодругиты » .

История

Ученые спорят о том, когда Монтан впервые начал свою пророческую деятельность, предполагаемые даты варьируются от 135 года до 177 года нашей эры . Монтан был новообращенным, когда он впервые начал «пророчествовать», предположительно во время проконсула Грата в деревне под названием Ардабау в области Мизия; однако ни проконсул ни деревня с такими именами не были идентифицированы . Некоторые источники утверждают, что до своего обращения в христианство Монтан был жрецом Аполлона или Кибелы. Он верил, что был пророком Божьим и что Параклет говорил через него.

Монтан провозгласил города и в западно-центральной Фригии местом Нового Иерусалима, сделав большую — Пепузу — своей резиденцией . Фригия не случайно стала источником этого нового движения. Эллинистическая культура никогда полностью не укоренялась во Фригии, в отличие от многих окружающих восточных областей Римской Империи. Это чувство инаковости, наряду с лёгким доступом к остальной части средиземноморского христианского мира, способствовало распространению монтанизма .

У Монтана было две приближённые женщины, Приска (иногда называемая Присциллой, уменьшительная форма её имени) и Максимилла, которые также претендовали на то, то Святой Дух говорит их устами. Их популярность даже превосходила популярность Монтана . «Трое» говорили в экстатических видениях и призывали своих последователей поститься и молиться, чтобы они могли поделиться этими откровениями. Их последователи утверждали, что они получили пророческий дар от пророков Квадрата и Аммии из Филадельфии, которые, как полагают, были частью линии пророческой преемственности, простирающейся вплоть до Агава (1 век нашей эры) и до дочерей Филиппа Благовестника . Со временем течение распространилось из родной для Монтана Фригии по всему христианскому миру, в Африку и в Галлию .

Учение

Монтанизм, полагая сущность христианства исключительно в религиозном энтузиазме, своим отрицанием всякой иерархической и богослужебной формы сталкивался с Церковью, а своим пренебрежением к умственной стороне религии представлял противоположность гностицизму , с которым, однако, последователи Монтана сходились в том, что настоящими духовными христианами (пневматиками) и «святыми» считали только себя, а большинство обычных верующих христиан признавали за низший род людей — душевных (психиков).

Монтанизм проповедовал крайний аскетизм , категорический запрет повторных браков и стремление к мученичеству во имя Христа — как прямой путь в Царство Небесное.

Пророческий дар у монтанистов выражался в экстатических припадках, а со стороны содержания пророчества сводились главным образом к возвещению скорого второго пришествия Христа , причём фригийское поселение Пепуза объявлялось Новым Иерусалимом .

Так как монтанисты оставляли неприкосновенными основные христианские догматы и восставали против Церкви только в отношении дисциплины и нравов, заявляя себя здесь крайними ригористами , — то многие важные предстоятели церковные ( Ириней Лионский , Елевферий Римский ) смотрели сначала на это движение снисходительно; более строго отнёсся к нему папа Виктор , а впоследствии монтанова, или катафригийская, ересь была окончательно осуждена Первым вселенским собором в Никее ( 325 ). Известно сочинение против монтанистов, написанное около 212 года Аполлонием Эфесским .

Осужденный Церковью, монтанизм в III веке сохранял влияние в Африке, где его крупным представителем был Тертуллиан . Гроб Монтана и его пророчиц в городе был уничтожен миафизитским епископом Иоанном Эфесским в VI веке. При возглавляемом им гонении императора Юстиниана I последние монтанисты заперлись в своих деревянных церквах и сожгли себя.

Немало течений в истории повторяют основную специфику монтанистского раскола, напр. Присциллиан Авилский , Иоаким Флорский и , шейкеры , ранние квакеры , ранние методисты , французские гугеноты ( ), многие старообрядцы , современные пятидесятники , харизматы , болгарские и др.

Примечания

  1. de Labriolle, Pierre. (фр.) . — Leroux. — Т. 31. — (Bibliothèque de la Fondation Thiers).
  2. , p. 2–7.
  3. , pp. 12; 19 note 8.
  4. , pp. 15–18.
  5. , pp. 44.
  6. , p. 89.
  7. , pp. 37, 40–41 notes 6–8.

Литература

на русском языке
на других языках
  • Schwegler, «Der Montanismus und die christliche Kirche» (Тюбинген, 1841);
  • Stroelin, «Essai sur le M.» (Страсбург, 1877);
  • De Soyres, «Montanism and the Primitive Church» (Кембридж, 1878);
  • Bonwetsch, «Die Geschichte des M.» (Эрланген, 1881).
  • Labriolle, Pierre (1913), La Crise Montaniste (фр.) , Paris: Leroux .
  • Pelikan, Jaroslav (1956), "Montanism and Its Trinitarian Significance", Church History , Cambridge University Press, 25 (2): 99—109, doi : .
  • Tabbernee, William (2009), Prophets and Gravestones: An Imaginative History of Montanists and Other Early Christians , Peabody, MA: Hendrickson, ISBN 978-1-56563-937-9 .
  • Trevett, Christine (1996), Montanism: Gender, Authority and the New Prophecy , Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 0-521-41182-3
  • Thonemann (ed), Peter (2013), Roman Phrygia: Culture and Society , Cambridge: Cambridge University Press, ISBN 978-1-107-03128-9 {{ citation }} : |last= имеет универсальное имя ( справка )

Ссылки

Источник —

Same as Монтанизм