Анто́н Серге́евич Кузьми́н
(
19 июня
1965
,
Свердловск
) —
российский
художник-концептуалист, куратор, писатель и поэт.
Работает в станковой живописи и графике. Автор масштабных выставочных проектов, в которых он объединяет разных по стилю и жанрам художников. Уральский наследник
Павла Николаевича Филонова
и
Нико Пиросмани
. Выставочная деятельность с 1991 г. Автор 12 книг. С 1999 и по 2005 год творчески сотрудничал с фотографом, художником слова, ПАНК-СКОМОРОХом и
Народным дворником России
Б. У. Кашкиным
(
Екатеринбург
).
Биография
Родился на Урале, в г. Свердловске, в семье инженеров (
Свердловского завода электроавтоматики
и Гидрометеослужбы по Свердловской области) – Сергея Павловича и Нины Александровны Кузьминых. Окончил среднюю школу № 79
Верх-Исетского района
. Трудовую деятельность начал в 1983 г. в палеонтолого-стратиграфической партии Института геологии и геохимии им.
А.Н. Заварицкого
УрО АН СССР
, под руководством видных уральских палеонтологов – профессоров Сапельникова Вадима Петровича и Шуйского Вадима Прокопьевича. Служил на Краснознамённом
Черноморском
и Дважды Краснознамённом
Балтийском
флотах. Учился на историческом и искусствоведческом факультетах УрГУ —
Уральский государственный университет имени А. М. Горького
(
1920
, в нынешнем виде — в
1931
г.). Выставочная деятельность с 1991 г. Работы находятся в собраниях Екатеринбургского музея ИЗО, в частных коллекциях Австрии, Великобритании, Германии, Израиля, Испании, Италии, Канады, Польши, России, США, Турции, Финляндии, Франции, Чили и Японии.
Живёт и работает в
Екатеринбурге
.
Избранные арт-проекты
-
08 января — 08 февраля 1994
—
1-й арт-проект «С днём рождения, Павел Филонов!»
(автор идеи, куратор проекта и участник) (первое экспонирование работ
П. Н. Филонова
в г. Екатеринбурге) (в арт-проекте принимали участие: А. А. Алексеев-Свинкин,
М. Ш. Брусиловский
,
В. М. Волович
, В. А. Гончаров, А. А. Казанцев, Р. Р. Базетов, В. А. Степанов).
Государственный Русский музей
(Санкт-Петербург) и
Екатеринбургский музей изобразительных искусств
(ЕМИИ). Екатеринбург.
-
05-25 апреля 1995
—
2-й арт-проект «Солнце Нико Пиросмани»
(автор идеи, куратор проекта и участник). Картины из графических серий «Ангельский цикл» и «Ангелы структуры», две картины-действия: «Солнце
Нико Пиросмани
» и «Битва
Михаила Архистратига
с чудовищем» (совм. картина с художниками — А.Алексеевым-Свинкиным, Р.Базетовым,
М.Брусиловским
,
В.Воловичем
, А.Казанцевым, С.Кузьминым, В.Махотиным и кинорежиссёром
Валерием Огородниковым
). Презентация книг «Солнце Нико Пиросмани» и «Ангельский кодекс», Музей молодёжи, Екатеринбург.
-
04 мая — 04 июля 1999
—
3-й (международный) арт-проект «Но сначала были бабочки…»
к 100-летию
Владимира Владимировича Набокова
. Первый, екатеринбургский этап при участии 69 художников и 8 скульпторов г. Екатеринбурга. Выставочный зал
Музея изобразительных искусств
, Екатеринбург.
-
29 апреля — 29 июня 2002
—
4-й арт-проект «Солнце Нико Пиросмани. 2»
(автор идеи, куратор проекта и участник). Презентация книги
(издательство «На Пяти УглахЪ»). Выставочный зал мастерской батика «Коллаж», Екатеринбург.
Избранные персональные и групповые выставки
-
февраль 1991
— персональная выставка «Живопись и графика». Дом Мира и Дружбы,
Свердловск
.
-
май 1991
— Участник выставки под эгидой «ЮНЕСКО» — «Историческое наследие Урала» (серия графических работ «Старые демидовские поселения»), Москва.
-
май-июнь 1992
— участник групповой выставки молодых российских художников. Галерея «Книга ПРИНТШОП» Вена, Австрия и Париж, Франция.
-
октябрь-ноябрь 1992
— персональная выставка «ART метаморфозы. Живопись и графика» Музей общественно-политического движения Урала,
Екатеринбург
.
-
декабрь 1992
— Участник групповой выставки уральских художников. Екатеринбургское отделение Союза художников России. Братислава, ЧСФР
-
декабрь 1992 — январь 1993
— персональная выставка «ART метаморфозы 2. Живопись, графика, скульптура». Екатеринбургское отделение Союза художников России. Выставочный зал Дома художника, Екатеринбург.
-
март 1993
— персональная выставка. «Галерея русского культурного центра». Вильнюс, Литва.
-
апрель 1993
— персональная выставка. «Мемориальный музей Я.Розенталя и
Р.Блауманиса
» на ул. Альберта, 12 (филиал музея литературы и искусства Латвии им.
Яна Райниса
). Рига, Латвия.
-
апрель-май 1994
— выставка графики в Мид-Чеширском колледже искусств. Работы из серии «Охота на волков», «Бронзовые Рыбы» и «Будетлянские хроники» (по произв.
Велимира Хлебникова
). Графство Чешир, Честер, Англия.
-
22-25 декабря 1994
— персональная выставка «Откровения» на международном фестивале «Три вечера с
А. Р. Тертеряном
». Зал Екатеринбургской филармонии, Екатеринбург.
-
июнь 1995
— персональная выставка «Антон Кузьмин в „L. GALLERY“, Нью Йорк, Америка
-
сентябрь-октябрь 1995
— участник выставки-акции „Свет негасимый“ к 110-летию
Екатеринбургской епархии
. Выставочный зал МИИ на Воеводина 5, Екатеринбург.
-
25 июня 2002
— участник благотворительного аукциона екатеринбургских художников, посвящённого памяти художника
Олега Елового
(сбор средств на памятник). Галерея „Татьянин день“, Екатеринбург.
-
11 — 12 июня 2000
— организатор ночного огненного перформанса „Число, пробуждающее Знаки Времени“ на Палкинских каменных палатках
в окрестностях посёлка Палкино
. Галерея „На пяти Углах“, г. Екатеринбург.
-
24 — 27 февраля 2004
— участник выставки-аукциона уральских художников памяти художника
. Фотографический музей „Дом Метенкова“ совм. с
музеем истории Екатеринбурга
. Автор памятника Виктору Фёдоровичу Махотину на Северном кладбище.
Арт-проект „С днём рождения, Павел Филонов!“
История
Проект приурочен к 111-й годовщине со дня рождения Мастера и основателя аналитического искусства (одного из основных направлений русского авангарда нач. XX века) —
Павла Николаевича Филонова
.
Данный проект стал значительным событием в культурной жизни Екатеринбурга, так как произведения Павла Николаевича Филонова до этого времени на Урале не экспонировались. Концепция проекта была представлена вниманию руководства Государственного
Русского музея
(в фондах которого и находится основная коллекция картин Филонова, переданных в дар ГРМ в середине 60-х годов сестрой художника — Евдокией Николаевной (в девичестве — Филоновой) Глебовой).
К экспонированию на выставке были отобраны четыре графических (бум., тушь) и одна живописная („Композиция“, х., масло) картины художника. Помимо этого, в экспозиционном пространстве была представлена и картина одного из учеников Филонова — Алевтины Евгеньевны Мордвиновой (из собрания „Русского фонда“). Эти шесть живописных работ составили основную (мемориальную) зону выставки с подлинными документами, касающихся жизни и творчества Павла Филонова (из собрания
Российского государственного архива литературы и искусства
).
Участники
Так же, в проекте Кузьмина приняли участие художники Свердловска-Екатеринбурга, чьё становление как художников проходило в 60-е и последующие годы в контексте разработок аналитического искусства Филонова:
-
Александр Алексеев (А. А. Алексеев-Свинкин)
-
Ренат Базетов (Р. Р. Базетов)
-
Миша Брусиловский
(М. Ш. Брусиловский)
-
Виталий Волович
(В. М. Волович)
-
Виктор Гончаров (В. А. Гончаров)
-
Алексей Казанцев (А. А. Казанцев)
-
Антон Кузьмин (А. С. Кузьмин)
-
Вениамин Степанов (В. А. Степанов)
Источники
-
Каталог арт-проекта „С днём рождения, Павел Филонов!“. // Изд-во „На пяти углахЪ“, Екатеринбург, 1993.
-
А.Кантор
. Статья „Искусство Урала“. // Вестник МГУ. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 2, стр. 42, 1995
-
С.Кропотов. Статья „Экономика“ игры по ту сторону экономики войны. Искусство Екатеринбурга и Нижнего Тагила конца 80-х и начала 90-х гг.» // Журнал «Комод», № 27, 1996
-
В.Дубичев. Статья «Адепт синтетического искусства». // газета «Доверие», № 9-10 (81-82), 1994
-
М.Романова. Статья «Арт-факт. С днём рождения, Павел Филонов!». // «Областная газета», № 4 (264), 14.01.1994
-
Д.Ионов. Статья «Круглая дата — 111 лет». // газета «Главный проспект», № 3 (32), 23.01.1994
-
А.Яловец. Статья «Центр притяжения». // «Областная газета», № 15 (275), 25.01.1994
-
М.Романова. «Профи объединяются». // газета «Вечерний Екатеринбург», № 146 (10939), 03.08.1994
Арт-проект «Солнце Нико Пиросмани»
История
История этого проекта ведёт начало с 1987 года. Со слов автора, «слова возникли из той влажной взвеси ещё непонятного ощущения», пришедшего на берегу Балтийской косы в один из дней весны 1987 года. Слова дышали:
«Будет радость.
Будет день.
Из окна -
лазурь и море,
и задумчивая тень
на колышащейся шторе.
Будут тонкий аромат
источать цветы герани,
и малиновый закат
Солнца Нико Пиросмани.
Будет зеркало окном
в неизвестность наших судеб,
сохранённое стеклом
что-то давнее разбудит…»
По прошествии семи лет они странным образом начали преобразовываться в не менее странный текст, возникновению которого предшествовало путешествие художника в Грузию, где Кузьмин и обратил внимание на выпадающие из контекста всего творчества
Нико Пиросмани
две живописных работы под общим названием «Пасхальные барашки». Картины были удивительные. Именно с этого интуитивного ощущения и возник первый текст с рабочим названием «Солнце Нико Пиросмани» и на свет появились те самые семь Пасхальных барашков Пиросмани, которые, как оказалось, были совсем не случайным Откровением Пиросмани. Своего рода квинтэссенцией всей его жизни и, как следствие, творческого озарения и духовного самосовершенствования. Ограниченным тиражом (по 120 экз. каждая) к арт-проекту «Солнце Нико Пиросмани» были выпущены две книги А.Кузьмина — с одноимённым названием («Солнце Нико Пиросмани») и «Ангельский Кодекс» (в соавторстве с: настоятелем церкви Николая Чудотворца в
с. Быньги
(Невьянского района, Свердловской области) — Отцом Виктором (Зыряновым), В. Е. Зиновьевым (профессором УПИ, доктором физико-математических наук) и екатеринбургским писателем Вадимом Дубичевым).
Арт-проект проходил в
Екатеринбурге
, в Музее молодёжи на ул. Карла Либкнехта, 32, с 05 по 25 апреля 1995 года и занимал под экспозицию два зала музея — в первом зале были представлены «Картина-действие № 1» (авт. транскрипция А.Кузьмина) — «Пасхальный ягнёнок. Сам Пиросмани» (оргалит, масло, размер 1000х1000 мм) и живописная серия из 27 миниатюр «Ангельский цикл» (бум., цв. карандаш, золочение), которая вела зрителя от первой «картины-действия» во второй зал музея, где была представлена вторая серия живописных работ Кузьмина под названием «Ангелы структуры» (бум., воск, темпера), предваряющая «Картину-действие» под № 2 — «Битва Михаила Архистратига с чудовищем» (оргалит, темпера, масло, размер — 1500х1500 мм). К работе над этой картиной Кузьмин пригласил к соавторству семь замечательных художников Екатеринбурга — Александра Алексеева-Свинкина, Рената Базетова,
Миши Брусиловского
,
Виталия Воловича
, Алексея Казанцева, Сергея Кузьмина (отца А.Кузьмина), Виктора Махотина и кинорежиссёра
Валерия Огородникова
. Каждый из соавторов этой картины нарисовали на круглых и квадратных кусочках загрунтованного оргалита ангелов и чудовищ, которые затем и были вплавлены в общую сюжетную композицию.
-
Подробность: ангела в исполнении кинорежиссёра
Валерия Огородникова
на картине нет. Есть только чудовище. На квадратном кусочке оргалита. Квадрат этот не имеет графических подробностей и представляет собой хаотичное чередование светло-синей масляной краски с вкраплениями цинковых белил. Со слов Кузьмина (по тексту интервью американскому журналу «New wave» в 1999 г.): «Валера написал этот фрагмент в один из своих приездов в Екатеринбург, в помещении моей мастерской, находившейся в то время на втором этаже Дома фотографа Метенкова. Ангела он не написал не по принципиальным соображениям, а в силу очевидной невозможности изобразить невидимое, тогда как чудовищ можно встретить на каждом шагу в этой жизни, причём в достаточно благополучном виде. В целом, я не мог с ним не согласиться и поэтому не стал настаивать на написании ангела Валерой…»
Окончательный текст сформировался 6 февраля 1997 года и послужил основой для воплощения 4-го арт-проекта Кузьмина — «Солнце Нико Пиросмани. 2», который состоялся 29 апреля — 29 июня 2002 года на площадке Выставочного зала мастерской батика «Коллаж» в г. Екатеринбурге.
Соавторы создания «Картины-действия № 2» — «Битва Михаила Архистратига с чудовищем»
-
Александр Алексеев (Александр Алексеевич Алексеев-Свинкин)
-
Ренат Базетов (Ренат Рашидович Базетов)
-
Миша Брусиловский
-
Виталий Волович
-
Алексей Казанцев (Алексей Афанасьевич Казанцев)
-
Антон Кузьмин (Антон Сергеевич Кузьмин)
-
Сергей Кузьмин (Сергей Павлович Кузьмин)
-
Виктор Махотин (Виктор Фёдорович Махотин)
-
Валерий Огородников
Источники
-
Каталог арт-проекта «Солнце Нико Пиросмани». // Изд-во «На пяти углахЪ», Екатеринбург, 1995.
-
А.Кузьмин. Книга «Солнце Нико Пиросмани» /первое авторское издание. Тираж 120 экз./ // Екатеринбург, 1995.
-
А.Кузьмин. Книга «Ангельский кодекс» /авторское издание. Тираж 120 экз./ // Екатеринбург, 1995.
-
Г.Зайцев. Статья «Откровение или По ту сторону игры». // Журнал «Easy Rider», № 5, 1997/
-
Документальный фильм «Последний тифлисский ноктюрн». Реж. И.Стрельцов. /Москва, 1997/
-
В.Дубичев. Статья «Пиросмани завтра». // Альманах «Новик», Екатеринбург, 1998/
-
А.Кузьмин. Книга «Солнце Нико Пиросмани» /тираж 1000 экз./ // Изд-во «На пяти углахЪ», Екатеринбург, 2002.
-
А.Кузьмин. Статья «Солнце Нико Пиросмани». // Журнал «Уральские авиалинии», сентябрь/октябрь, № 5 (20), 2004/
Буклеты и каталоги к выставкам
-
«Антон Кузьмин. Графика» Автор вступит. статьи проф. Г. Б. Зайцев. // Екатеринбург: Изд-во РИФ «Солярис»,
1993
. 68 с., ил. (С переводом на англ. яз.)
-
Каталог арт-проекта «С днём рождения, Павел Филонов!» // Изд-во «На пяти углахЪ», Екатеринбург, 1993.
-
Каталог арт-проекта «Солнце Нико Пиросмани» // Изд-во «На пяти углахЪ», Екатеринбург, 1995.
-
Галерея «Автограф»: Живопись, графика из коллекции Т. Ф. Набросовой-Брусиловской / Сост. каталога Т. Ф. Набросова-Брусиловская. Автор вступит. статей
В. М. Волович
и Г. С. Метелев. Изд.
Е. В. Ройзман
. // Екатеринбург: Изд-во Уральского университета,
2000
. 166 с., ил. (c переводом на англ. яз.)
-
«В. Махотин: спасибо, до свидания!» / Сост. С. Абакумова. // Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2006. 367 с., фото.
ISBN 5-7525-1564-5
Ссылки
Примечания