Interested Article - Бумажные глаза Пришвина

«Бума́жные глаза́ При́швина» советский фильм 1989 года . Фильм посвящён популярной в годы Перестройки теме культа личности Сталина .

Сюжет

Сюжет выстроен по схеме «фильм в фильме». Теле режиссёр Павел Пришвин ( Александр Романцов ) играет роль капитана госбезопасности в ленте о сталинизме , действие которой происходит в 1949 году . Сам Пришвин задумал сделать телепередачу о группе телевизионщиков , работавших в том же 1949 году . Он изучает архивные материалы, беседует с живыми членами группы, пытаясь восстановить события сорокалетней давности. Его внимание привлекает история загадочной гибели одного из актёров . Пришвин проводит расследование, предполагая, что здесь замешано МГБ . Но всё оказалось гораздо прозаичнее. Просто коллега актёра, приревновав к нему свою жену, вставил ему, пьяному, палку от швабры в рукава шубы, в результате чего тот упал и замёрз на морозе.

Необычное название фильма, эти странные «бумажные глаза» — связаны со следующей историей. Дикторам телевидения, читая новости, приходилось время от времени опускать глаза, следя за текстом. И вот в студию пришло письмо, где предлагалось наклеить им на веки бумажные глаза, чтобы, даже когда они будут читать, казалось, что они смотрят на телезрителей. С другой стороны, некоторые критики видят в «бумажных глазах» символ слепоты .

В ролях

Съёмочная группа

Интересные факты

Изначально сценарий к кинофильму написал Ираклий Квирикадзе , который затем снял свою фамилию. Вот как он сам вспоминал об этом в 2011 году:

"[Валерий Огородников] пришел ко мне и сказал, что хочет снимать про зарождение телевидения в России. Он знал каких-то реальных людей из Питера, я с ними поговорил, прочел какие-то брошюры, собрал материалы и сочинил сценарий, который мне очень нравился. Назвал его «Бумажные глаза Пришвина». И Валера стал снимать этот фильм. Там присутствовала эта атмосфера сталинской эпохи во всех эпизодах, но Валера пошел дальше. Эта была пора, когда в воздухе витала ругань Сталина, пошли разные фильмы о Сталине, документальные, игровые. Сверху была спущена директива: против Сталина — это хорошо. Это еще наложилось на борьбу с культом личности Брежнева. Пошла такая спекулятивная полоса... И вот, как ни странно, Валера этому поддался. И получился странный парадокс: я — один из самых первых, кто снял антисталинский фильм, и за это был крепко побит, а когда мне Валера показал, что он смонтировал, там есть эпизод, когда тягач тянет бюст Сталина, и бюст Сталина делает такую борозду по льду... Потом какой-то сон, когда Сталин танцует с героиней, хватает ее за задницу, а герой то ли бьет Сталина, то ли Сталин бежит по лестнице, и у него отваливается голова, катится, и оттуда идет дым... И мне это показалось безвкусицей. Я этого не писал, в моем сценарии этого не было. Если бы это было со вкусом сделано — я обожаю сюрреализм... а когда голова катится, из нее идет дым, вождь кого-то хватает за жопу, а потом в финале его, с издевкой, носом катят по льду — не знаю, это too much, ниже пояса. И я сказал Валере: «Понимаешь, Валера, только пойми меня правильно: у меня нет ничего просталинского. У тебя очень хорошая атмосфера там. Я не цензор, я сам потерпел от цензуры. Но убери эти несколько сцен, они ничего не добавляют». И нашла коса на камень. Он меня уверял, что это на волне времени, когда об этом надо говорить. Может, я был не прав тогда, но мы с ним повздорили — без ругани, но я сказал, что если ты это оставишь, тогда я снимаю свою фамилию" .

Ссылки

  • Фёдоров А. В. // Мнения. 1990. № 1. С. 44. Дата обращения: 22 мая 2018. 13 мая 2013 года.

Примечания

  1. В. Михалкович. Сценарист.РУ . // « Советский экран » № 6, 1990 год. Дата обращения: 22 мая 2018. 20 декабря 2010 года.
  2. Якобидзе-Гитман А.С. Восстание фантазмов: сталинская эпоха в постсоветском кино. — М. : НЛО, 2015. — С. 261-262.
Источник —

Same as Бумажные глаза Пришвина