Рехман, Вахида
- 1 year ago
- 0
- 0
Вахида Рехман ( англ. Waheeda Rehman ; род. 14 мая 1936 года , , Мадрасское президентство , Британская Индия ) — индийская киноактриса. Снялась в более 80 фильмах на хинди , телугу и тамильском языках. Лауреат Filmfare Awards и Национальной кинопремии . Награждена правительственными наградами Падма Шри и Падма Бхушан .
Вахида Рехман родилась 14 мая 1936 (по другим данным, 1939 ) года в (ныне территория штата Тамилнад ). Её отец был офицером Индийской административной службы , мусульманином по вероисповеданию. Помимо неё в семье было ещё три дочери. Когда семья переехала в Джайпур , Вахида посещала школу при монастыре Святого Иосифа . Родители позволили ей и её сестре Саиде изучать классический танец бхаратнатьям , хотя в то время это не приветствовалось . После того как её отец скончался в 1948 году, Рехман получила первое предложение сняться в кино, но её мать отказалась. Вахида убедила мать дать согласие, когда ей предложили принять участие в танцевальном номере фильма « Rojulu Marayi ». В этот момент ей было всего 15 лет . Её мать ушла из жизни перед её дебютом Болливуде в 1955 году.
У Вахиды Рехман был продолжительный роман с режиссёром Гуру Даттом, который начался во время съёмок фильма « Жажда ». Они расстались после провала их совместного фильма « » на Берлинском кинофестивале в 1963 году. Предполагаемыми причинами их личного и профессионального отдаления были также женатый статус Гуру Датта и успех Вахиды в фильмах других режиссёров.
27 апреля 1974 года Вахида Рехман вышла замуж за актёра Шаши Рекхи (сценическое имя Камалджит) с которым познакомилась на съёмках фильма « Зачарованная » в 1964 году. Пара устроила скромную церемонию никах в доме Вахиды в Бандре, а через семь лет после свадьбы они переехали на ферму в Бангалор. У них родилось двое детей — сын Сохейл (род. 1975) и дочь Кашви (род. 1976) . 21 ноября 2000 года Шаши умер после продолжительной болезни.
В 1987 году, когда её дети отправились учиться в школу, Вахида вместе со своей подругой Ашарафой Саттар занялась производством сухих завтраков и организовали фабрику « Good Earth Foods ». Так как в связи с болезнью мужа Рехман переехала в Мумбаи, в 2005 году она продала своё дело компании « Avestha Gengraine Technologies » . С 2000 года Вахида Рехман является послом доброй воли общественной организации « Pratham », занимающейся вопросами детского образования .
Киноисторик
заявила, что собирается написать книгу о Вахиде Рехман. Дочь Рехман, Кашви, рассказала, что « Книга планируется как расширенное интервью с мамой, с забавными фактами о её фильмах » .Свои первые роли Вахида Рехман сыграла в телугуязычных фильмах Jayasimha и Rojulu Marayi (оба 1955). Последний из них стал хитом во многом благодаря её танцевальному номеру. На вечеринке по случаю успеха фильма её заметил режиссёр Гуру Датт и позднее пригласил в Бомбей . Начало её карьеры Болливуде практически полностью состоит из фильмов, в которых Гуру Датт был продюсером, режиссёром либо актёром. Он был продюсером «Детектива» (1956) Раджа Хослы, её первого фильма на хинди с Девом Анандом в главной роли. Эта роль не была главной, как и её предыдущие, но исполнение песни «Kahin pe nigahen», когда она старается соблазнить злодея и дать возможность герою скрыться, позволило ей продемонстрировать необыкновенную подвижность лица и талант танцовщицы .
Ей первой главной ролью стала проститутка Гулабо в фильме Гуру Датта « Жажда » (1957). После Вахида Рехман снялась ещё в нескольких его фильмах, в числе которых « Бумажные цветы » (1959), «Луна 14-й ночи» (или «Полная луна») и « » (1962).
Помимо Гуру Датта, Вахида прекрасно сработалась с Девом Анандом. После «Детектива» пара выпустила такие хиты, как «Шестнадцатый год» (1958) и «Чёрный рынок» (1960). Продюсером последнего фильма был сам Дев Ананд (компания Navketan Films), а режиссёром — младший брат Дева — Виджай Ананд. В фильме также снимался старший брат Дева — Четан Ананд ( в результате чего фильм стал единственным, где встретились сразу трое братьев Анандов). Однако их партнёрство достигло зенита с фильмом « » (в другом переводе «Экскурсовод», 1965). Здесь она сыграла Рози — танцовщицу, которая уходит от властного нелюбимого мужа к молодому симпатичному экскурсоводу. Было много сомнений по поводу того, примут ли зрители такую героиню, но Вахида решилась на риск. И именно этот фильм принёс ей первую Filmfare Award за лучшую женскую роль . Роль Рози Вахида Рехман считает лучшей в своей карьере .
В этот же период Вахида работала с Сатьяджитом Раем в « Поездке » (1962) в паре с Сумитрой Чаттерджи. В фильме она должна была говорить на ломаном бенгали , потому что её персонаж, Гулаби, живёт на границе Бангладеш . Так как актриса не знала бенгальского языка, режиссёр раздобыл для неё записи диалогов и позволил попрактиковаться .
Одно из ярчайших проявлений её таланта состоялось в 1967 году в «Третьей клятве» Басу Бхаттачарии, где главную мужскую роль исполнил Радж Капур . Ранее они уже снимались вместе в «Одно сердце — сотня горестей». В «Третьей клятве» Вахида Рехман играет Хиру Бай, певицу и танцовщицу, добирающуюся в крытой арбе героя Раджа Капура на ярмарку, где она планирует выступить. Путь в повозке занимает тридцать часов, но для героев они пролетают в один миг. Её героиня, раскрепощённая исполнительница театра , сначала смущена, а затем очарована невинным покровительством и рыцарством главного героя. Играя актрису и танцовщицу, Рехман сумела показать своё поразительное танцевальное мастерство в целом ряде сценических номеров. Однако наибольшее впечатление производит её тончайшая игра в лирических и драматических сценах. написал в статье для The Telegraph (Калькутта) , что « её бесподобная способность играть персонажей, которые живут на или за строго охраняемой в хинди кино границей респектабельности, никогда не была лучше выражена » .
В 1967 году ей предложили заменить Виджаянтималу на съёмках фильма « Рам и Шиам » с Дилипом Кумаром. Фильм имел коммерческий успех, и за эту роль она была номинирована на Filmfare второй раз, но премию не выиграла. Её третью номинацию и вторую статуэтку Filmfare Award за лучшую женскую роль она получила за игру в фильме « » (1968). В четвёртый раз Вахида была номинирована на Filmfare после фильма «Молчание» (1969), где она исполнила роль медсестры в клинике для душевнобольных, куда помещают героя Раджеша Кханны .
В 1972 году она получила Национальную кинопремию за роль в ленте «Решма и Шера» (1971), истории раджастанских Ромео и Джульетты, снятой среди песков пустыни в модной тогда на Западе эстетике спагетти-вестерна . Здесь её партнёром бы Сунил Датт , вместе с которым они ранее снимались в «Позвольте мне жить» (1963) и Kohra (1964). На съёмках Вахиде и другим актёрам пришлось работать в тяжёлых условиях. Съёмочная группа несколько месяцев жила посреди пустыни в палатках, а в одной сцене Рехман должна была стоять босиком на солнце в течение часа без какого-либо зонтика, без воды, когда температура была близка к 40-45 °C .
С конца 1970-х годов, после того как в Phagun (1973) она сыграла мать Джаи Бхадури , ей стали предлагать лишь второстепенные роли матерей. Вахида Рехман играла мать Амитабха Баччана пять раз (причём, в двух случаях Амитабх играл одновременно отца и сына, так что Вахида приходилась его персонажам и женой, и матерью в одном фильме).
В 1980-х и 90-х годах, она принимала всё меньше и меньше предложений о съёмках, занимаясь сначала воспитанием детей, а затем маркетингом своего бренда хлопьев и проводя свои дни на ферме в Бангалоре. После выхода фильма «Мгновения любви» (1991), Вахида покинула кинематограф и вернулась к съёмкам только через 11 лет в 2002 году, снявшись в фильмах «Душевная близость» (2002), « Вода » (2005), «Цвет шафрана» (2006) и «Дели-6» (2009).
В 2005 году, спустя более 40 лет после «Поездки», Вахида Рехман вновь встретилась на съёмочной площадке с Сумитрой Чаттерджи в фильме «Парк авеню 15» Апарны Сен.
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1955 | ф | Alibabhavum Narpathu Thirudargalum | танцовщица | |
1955 | ф | Rojulu Marayi | ||
1955 | ф | Jayasimha | ||
1956 | ф | Детектив | C.I.D. | Камини |
1957 | ф | Жажда | Pyaasa | Гулабо |
1958 | ф | Шестнадцатый год | Solva Saal | Ладж |
1958 | ф | В полночь | 12 O'Clock | Бани Чодхари |
1959 | ф | Бумажные цветы | Kaagaz Ke Phool | Шанти |
1960 | ф | Kala Bazar | Алка Синха | |
1961 | ф | Королева красоты и король воров | Roop Ki Rani Choron Ka Raja | |
1961 | ф | Chaudhvin Ka Chand | Джамила | |
1962 | ф | Sahib Bibi Aur Ghulam | Джаба | |
1962 | ф | Сказка, рассказанная на ночь | Baat Ek Raat Ki | Нила / Мина |
1962 | ф | Поездка | Abhijaan | Гулаби |
1963 | ф | Позвольте мне жить | Mujhe Jeene Do | Чамелиджан |
1963 | ф | Ek Dil Sao Afsane | Сунита | |
1964 | ф | Shagoon | Гита | |
1965 | ф | Guide | Рози Марко / Налини | |
1966 | ф | Dil Diya Dard Liya | Рупа | |
1967 | ф | Рам и Шиам | Ram Aur Shyam | Анджана |
1967 | ф | Каменное сердце | Patthar Ke Sanam | Таруна |
1967 | ф | Teesri Kasam | Хира Баи | |
1968 | ф | Neel Kamal | Раджкумари Нил Камал / Сита | |
1968 | ф | Противостояние | Baazi | |
1968 | ф | Человек | Aadmi | Мина |
1969 | ф | Khamoshi | медсестра Радха | |
1970 | ф | Горькая правда | Man Ki Aankhen | Гудди (Гита) |
1970 | ф | Dharti | Джвала / принцесса Читралекха | |
1970 | ф | Prem Pujari | Суман Мехра | |
1971 | ф | Man Mandir | Кришна / Радха | |
1972 | ф | Zindagi Zindagi | Мита Шарма | |
1972 | ф | Dil Ka Raaja | Лакшми | |
1972 | ф | Reshma Aur Shera | Решма | |
1976 | ф | Aadalat | Радха | |
1976 | ф | Kabhi Kabhie - Love Is Life | Анджали Малхотра | |
1978 | ф | Trishul | Шанти | |
1980 | ф | Jyoti Bane Jwala | Малти | |
1980 | ф | Искупление / Вулкан | Jwalamukhi | Савита Деви |
1982 | ф | Квартирант | Namkeen | Джоти |
1982 | ф | Namak Halaal | Савитридеви | |
1982 | ф | Sawaal | Анджу | |
1982 | ф | Божественная кара | Dharam Kanta | Радха Сингх |
1983 | ф | Жаждущие взоры | Pyaasi Aankhen | |
1983 | ф | Himmatwala | Савитри | |
1983 | ф | Mahaan | Джанаки | |
1983 | ф | Ghungroo | Ранима | |
1983 | ф | Coolie | Салма | |
1984 | ф | Санни | Sunny | Гаятри |
1984 | ф | Mashaal | Судха Кумар | |
1984 | ф | Maqsad | Шарда | |
1986 | ф | Allah-Rakha | адвокат Салма Анвар | |
1989 | ф | Чандни | Chandni | миссис Кханна |
1991 | ф | Lamhe | Даи Джа | |
2002 | ф | Om Jai Jagadish | Сарасвати Батра | |
2005 | ф | Вода | Water | Бхагавати |
2005 | ф | Maine Gandhi Ko Nahin Mara | Кханна | |
2005 | ф | Парк авеню 15 | 15 Park Avenue | мать |
2006 | ф | Chukkallo Chandrudu | бабушка Арджуна | |
2006 | ф | Цвет шафрана | Rang De Basanti | миссис Радход |
2009 | ф | Delhi-6 | Аннапурна Мехра |