Тимофеев, Николай Стагоранович
- 1 year ago
- 0
- 0
Шармила Тагор ( бенг. শর্মিলা ঠাকুর , [ ʃ a ɾ m i l a ţ ʰ a k u ɾ ], хинди शर्मिला टैगोर , англ. Sharmila Tagore , в замужестве бегум Айеша Султана Патауди , ( англ. Ayesha Sultana Pataudi ); род. 8 декабря 1944, Хайдарабад , княжество Хайдерабад , Британская Индия ) — индийская киноактриса, снявшаяся в порядка 100 фильмах на хинди и бенгальском языке . Лауреат Национальной кинопремии Индии и Filmfare Awards за лучшую женскую роль. Награждена одной из высших гражданских государственных наград Индии Падма Бхушан и высшей степенью ордена Искусств и литературы Франции.
С 13 октября 2004 по 31 марта 2011 года являлась председателем Центральной Индийской Комиссии по киноцензуре . В 2009 году она была в составе жюри Каннского кинофестиваля .
В декабре 2005 года Шармила Тагор была выбрана в качестве посла доброй воли ЮНИСЕФ .
Мать актёра Саифа Али Хана и актрисы Сохи Али Хан .
Шармила Тагор родилась в семье бенгальских брахманов , проживавшей в княжестве Хайдерабад (ныне штат Андхра-Прадеш ). Её отец, Гитиндранат Тагор — внук известного художника Гаганендраната Тагора , был заместителем генерального директора частной британско-индийской компании Elgin Mills. Её мать, Ира Баруа, имела ассамские корни со стороны отца . Оба её родителя происходили из семьи Тагоров , и являлись родственниками поэта и нобелевского лауреата Рабиндраната Тагора . У актрис есть две младшие сестры: Оиндрила (в замужестве Кунду, под именем Тинку Тхакур сыграла роль маленькой девочки Мини в фильме « Кабулиец » режиссёра Тапана Синха ) и Ромилла (в замужестве Сен). Когда Шармиле было 7 лет, родители отправили её Калькутту в дом деда, где она провела большую часть своего детства .
Шармила посещала Высшую Среднюю Школу Святого Епископа Иоанна для девочек. Но после того, как она начала сниматься в кино, директор школы попросил её оставить учёбу, чтобы не оказывать дурного влияния на других учениц . Тогда она перешла в школу при монастыре Лорето в Асансоле . Из-за актёрской карьеры ей также пришлось оставить колледж . Ныне Тагор является почетным доктором искусств Университета Нейпира в Эдинбурге .
Шармила вышла замуж за наваба Патауди и бывшего капитана сборной Индии по крикету , с которым она познакомилась незадолго до своего 21-го дня рождения . Свадебная церемония никах прошла 27 декабря 1969 года, актриса приняла ислам и взяла имя Айеша Султана. У пары родилось трое детей: Саиф Али Хан (род. 1970), Саба Али Хан (род. 1976, дизайнер ювелирных украшений), и Соха Али Хан (род. 1978). Мансур Али Хан скончался 22 сентября 2011 года в возрасте 70 лет . После его смерти Шармила, совместно с друзьями и членами семьи, начала работать над его биографией. Книга « Pataudi: Nawab of Cricket », для которой Шармила Тагор написала, в том числе, предисловие, вышла в 2013 году .
,Шармила Тагор впервые появилась на экране в 1959 году в фильме Сатьяджита Рая « Мир Апу », где она сыграла юную жену главного героя, умирающую во время родов. Когда начались съёмки, ей было только 13 лет . Режиссёр, одним из преподавателей которого в Университете Висва-Бхарата был сам Рабиндранат Тагор , поддерживал тесную связь с семьёй своего учителя, и, когда ему потребовалось свежее лицо для нового фильма, он предложил роль Шармиле. На съёмочной площадке Раю пришлось подробно расписывать каждый её шаг и жест, так как на тот момент она ничего не знала об актёрском мастерстве, и даже носить сари ей пришлось срочно учиться у жены режиссёра . Её партнёром по фильму был дебютант Сумитра Чаттерджи . Впоследствии, они снялись вместе ещё в нескольких фильмах Рая.
Режиссёр также пригласил Шармилу в свой следующий фильм « Богиня » на роль молодой жены, которую набожный свёкор убедил, что она является земным воплощением богини Кали . После показа фильма в Нью-Йорке кинокритик Полин Кейл описала Шармилу следующими словами: «Юная мисс Тагор изысканна и безупречна — слово, которое, как Вы знаете, я употребляю только в случае самой крайней необходимости» .
Благодаря тому, что она имела стройную фигуру и внешность, не типичную для бенгалки , вскоре её пригласили работать в Болливуд , хотя хинди-произношение актрисы было ещё далеко от совершенства. В 1964 году дал ей роль в «Красавице Кашмира» с Шамми Капуром . Фильм имел огромный успех, и Шармила в одночасье стала одной из самых востребованных героинь в Бомбее . После этого она начала работать с такими выдающимися режиссёрами как Яш Чопра в «Испытании временем», в «Анупаме» и Мохан Сегал в «Девере».
шиньоном » . Но 19-летняя актриса смогла настоять на своём и не прогадала, густой ореол волос вокруг лица в сочетании задумчивым взглядом придал её образу больше загадочности.
(1966) был первым фильмом Шармилы, показанным в СССР. Тагор сыграла девушку Уму, которую отец винит в смерти её матери, скончавшейся при родах. Её героиня — тихая, застенчивая, не решается разговаривать с людьми, и единственными её собеседниками являются цветы и птицы. На съёмках Шармиле Тагор пришлось отстаивать свою коронную причёску у режиссёра картины и признанного лидера бомбейского кино Ришикеша Мукхерджи. Он представлял свою героиню «закрытой, погружённой в морок навязанного ей культурной традицией духовного самобичевания индийской девушкой и никак не мог согласиться, чтобы её голову венчала эта новомодная копна с подложеннымВ те годы она стала самой загруженной актрисой в Бомбее, но несмотря на занятость в Болливуде, она находила время и для бенгальских фильмов. Так в 1963 году она появилась в картинах Sesh Anka , Nirjan Saikate , Chhaya Surjo , Barnali и Sesh Prahar . Sesh Anka был детективом, в котором она снялась в паре с маститым актёром Герой » (1966).
. В следующем году она снялась ещё в трёх бенгальских фильмах: Kinu Gowalar Gali , Prabhater Rang и Subha O Debotar Gras . А спустя шесть лет после выхода «Богини», Сатьяджит Рай позвал её на роль в фильме «После «Героя», Шармила снова снялась с Шамми Капуром в фильме «Вечер в Париже» (1967), где у неё была двойная роль. Одна из её героинь была девушкой из обеспеченной семьи, выросшей и воспитанной во французской столице, а другая — танцовщицей кабаре. В этом фильме она, одна из первых среди индийских актрис, появилась на экране в купальнике . Режиссёр Шакти Саманта рассказывал, что изначально Шармила хотела надеть бикини , но он настоял на более скромном слитном купальнике, чтобы пройти цензуру . Его опасения не были напрасными, хотя фильму присвоили рейтинг «Универсальный», при показе на телевидении эпизод с катанием на водных лыжах был вырезан, так как его сочли «вульгарным». Актриса же смогла воплотить своё желание появиться в бикини на обложке глянцевого журнала Filmfare . Рассказывая о том времени, Шармила говорит, что фотограф во время фотосъёмки беспокоился о приличиях больше, чем она, и даже просил её прикрыть некоторые части тела в нескольких кадрах . Естественно, когда журнал появился в продаже в августе 1966 года, фотографии вызвали небывалый ажиотаж и даже обсуждение в правительстве Индии . Это сделало Тагор чем-то вроде секс-символа Болливуда, а также запустило волну ношения бикини актрисами дальше .
Позже Саманта объединил Тагор с Раджешем Кханна для таких кинолент как « Преданность » (1969) и «Бессмертная любовь» (1972). Другие режиссёры тоже снимали их вместе в фильмах «Путешествие» (1970), «Выше Бога» (1972) и « Камень на сердце » (1973). В «Преданности» героиня Шармилы Вандана проходит путь от весёлой и юной девушки к матери-одиночке, затем к заключённой, отбывающей срок за преступление, которого она не совершала и, наконец, к великодушной пожилой матери. За роль Ванданы она получила свою первую и единственную Filmfare Award . Это был пик её популярности и первый опыт работы совместно с кумиром того времени Раджешем Кханна. Сейчас на счету пары Раджеш-Шармила 6 кассовых хитов .
Тагор появлялась на экране и совместно с другими известными актёрами Болливуда, например, в бомбейском боевике «Поверь в мечту» (1969) с Дхармендрой и в детективе «История любви» (1972) с Дилипом Кумаром . Шармила также образовала популярную пару с Шаши Капуром в фильмах «Испытание временем» (1965), «Лицом к лицу» (1967), «Приятная поездка» (1970), «Приди в мои объятия» (1973) и «Принц и нищий» (1974).
В 1970 году Сатьяджит Рай пригласил её для съёмок фильма « Дни и ночи в лесу ». Спустя 11 лет, она снова работала с Сумитрой Чаттерджи. В следующем году она появилась в ещё одном фильме того же режиссёра — « Компания с ограниченной ответственностью ». Помимо работы у Рая, Шармила сыграла в таких бенгальских фильмах, как Mother , Kalankini Kankabati , Tanaya , Pratidan , Anurodh .
Высоко оценена была её работа в фильме Amanush Шакти Саманты, который стал для Уттама Кумара возвращением в кино на хинди . После Тагор сыграла мать и дочь в фильме Гульзара 1975 года «Путешествие в прошлое» (в иных источниках «Погода»). Фильм был представлен на Filmfare Awards в 8 номинациях, в том числе и за лучшую женскую роль. Однако единственной наградой за эту картину для Тагор стала Национальная кинопремия Индии .
К 1979 году у актрисы было уже трое детей, и, чтобы уделять семье больше времени, она стала появляться на большом экране всё реже и реже. В 1990-х годах Шармила сыграла второстепенные роли в таких фильмах как « Миссисипская масала » Миры Наир , «Влюблённый бродяга» (дебютный фильм её сына Саифа Али Хана ), « Мятежная душа » и «Биение сердца» .
В 2003 году она появилась в бенгальском фильме «Снова в лесу» сиквелу все нюансы оригинального фильма. Затем последовали два фильма на хинди совместно с Амитабхом Баччаном : «Найти справедливость» и «Эклавия – княжеский страж». За роль в первом из них она была номинирована на премию Filmfare за лучшую женскую роль. На тот момент ей было уже 60 лет, что сделало её самой старшей из всех актрис в момент номинации. Второй фильм примечателен тем, что Шармила Тагор в нём сыграла роль матери, а её сын Саиф Али Хан — роль сына.
, продолжении «Дни и ночи в лесу» Рая. На этот раз она была уже в возрасте, но это не помешало ей передатьВ списке фильмов не указаны киноленты, не имеющие русскоязычного названия. В скобках после оригинального наименования картины указан язык, на котором снят фильм, или страна производства, если они отличаются от хинди или Индии соответственно.
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1959 | ф | Мир Апу | Apur Sansar (бенг.) | Апарна |
1960 | ф | Богиня | Devi (бенг.) | Дойамойи |
1964 | ф | Красавица Кашмира | Kashmir Ki Kali | Чампа |
1965 | ф | Waqt | Рену Ханна | |
1966 | ф | Anupama | Ума Шарма | |
1966 | ф | Герой | Nayak | Адити |
1966 | ф | Деверь | Devar | Мадхумати / Бхавария |
1966 | ф | Эта ночь не наступит вновь | Yeh Raat Phir Na Aayegi | Киран / Киранмаи |
1967 | ф | Вечер в Париже | An Evening in Paris | близнецы Дипа Малик и Сьюзи / Рупа |
1967 | ф | Лицом к лицу | Aamne Samne | Сапна Матхур |
1968 | ф | Мой самый любимый друг | Mere Hamdam Mere Dost | Анита |
1969 | ф | Поверь в мечту | Yakeen | Рита |
1969 | ф | Жизненный путь | Satyakam | Раджана |
1969 | ф | Мечта | Talash | Мадху / Гаури |
1969 | ф | Преданность | Aradhana | Вандана Трипатхи |
1970 | ф | Дни и ночи в лесу | Aranyer Din Ratri (бенг.) | Апарна |
1970 | ф | Приятная поездка | Suhana Safar | Сапна |
1970 | ф | Safar | Нила Капур | |
1971 | ф | Компания с ограниченной ответственностью | Seemabaddha (бенг.) | Тутул |
1971 | ф | Младшая невестка | Chhoti Bahu | Радха |
1972 | ф | Amar Prem | Пушпа | |
1972 | ф | История любви | Dastaan | Мина |
1972 | ф | Раджа и Рани | Raja Rani | Нирмала / Рани |
1972 | ф | Выше Бога | Maalik | Савитри |
1973 | ф | Камень на сердце | Daag: A Poem of Love | Сония Кохли |
1973 | ф | Приди в мои объятия | Aa Gale Lag Jaa | Прити |
1974 | ф | Avishkaar | Манси | |
1974 | ф | Бесстыжая | Charitraheen | Рама |
1974 | ф | Белый голубь | Shandaar | Пратима |
1974 | ф | Принц и нищий | Paap Aur Punya | Джугни |
1975 | ф | Mausam | Чанда, её дочь Каджли | |
1975 | ф | Втихаря | Chupke Chupke | Сулекха Чатурведи |
1975 | ф | Сбежавший | Faraar | Мала / Аша |
1975 | ф | Khushboo | Лакхи | |
1975 | ф | Дворец мечты | Ek Mahal Ho Sapno Ka | Аруна Сегхал |
1976 | ф | Один другого лучше | Ek Se Badhkar Ek | Рекха |
1978 | ф | Наглец | Besharam | Ринку / Моника |
1979 | ф | Обретение дома | Griha Pravesh | Манси |
1982 | ф | Квартирант | Namkeen | Нимки |
1982 | ф | Патриот | Desh Premee | Бхарти |
1983 | ф | Глубокая рана | Gehri Chot: Urf - Door-Desh (Бангладеш) | Шобна Ханна |
1984 | ф | Санни | Sunny | мать Санни |
1986 | ф | New-Delhi Times | Ниша | |
1987 | ф | Свати | Swati | Шарада |
1991 | ф | Миссисипская масала | Mississippi Masala (США) | Кинну |
1993 | ф | Влюблённый бродяга | Aashiq Awara | Миссис Сингх |
1999 | ф | Мятежная душа | Mann | Бабушка Дева |
2000 | ф | Dhadkan | Мать Дева | |
2003 | ф | Снова в лесу | Abar Aranye (бенг.) | Апарна Чаттерджи |
2005 | ф | Viruddh... Family Comes First | Сумитра Патвардхан | |
2006 | ф | Eklavya: The Royal Guard | Сухасинидеви | |
2007 | ф | Полный финиш | Fool and Final | Бхаби |
2008 | ф | Tasveer 8*10 | Савитри Пури | |
2009 | ф | Бесконечное ожидание | Antaheen (бенг.) | Пишима |
2009 | ф | Утренняя прогулка | Morning Walk | Нилима |
2009 | ф | - | Samaantar (мар.) | Шама Вазе |
2010 | ф | Break Ke Baad | Айеша Хан |