Фёдоров, Николай Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Фёдорович Фёдоров ( 1891 — 1971 ) — советский актёр и режиссёр театра и кино, театральный художник. Народный артист БССР.
Василий Фёдоров учился на курсах искусствоведения при Народном университете А. Л. Шанявского. В 1921 году поступил в Государственные режиссёрские мастерские Всеволода Мейерхольда , осенью 1922 год влившиеся в ГИТИС . В самом конце того же года Фёдоров вместе с Мейерхольдом покинул ГИТИС; в его новой Мастерской в 1923 году дебютировал как режиссёр, поставив (и оформив) учебный спектакль «Тиары века» — композицию Аксёнова по пьесам Клоделя «Залог» и «Черствый хлеб»; отрывок из этого спектакля был публично исполнен в одном из вечеров школьных работ, которые в январе — феврале 1923 года давал Театр Вс. Мейерхольда .
До 1927 года Фёдоров как актёр, сценограф , а затем и как режиссёр работал в ТиМе . Но в этом театре спектакли ставил только сам художественный руководитель; лишь однажды, в 1926 году, Фёдорову посчастливилось под руководством Мейерхольда поставить спектакль «Рычи, Китай!» по пьесе С. М. Третьякова ; однако эта постановка привела к конфликту между учителем и учеником .
Намного охотнее Мейерхольд доверял своим ученикам оформление спектаклей, и Фёдоров оформил, в частности, спектакли «Д. Е.» (совместно с И. Ю. Шлепяновым ) и «Лес» по пьесе А. Н. Островского .
Не имея возможности реализоваться, Фёдоров, как и другие молодые режиссёры, в конце концов покинул Мейерхольда: в 1926 году вместе с И. Ю. Шлепяновым , С. А. Майоровым, М. И. Жаровым и ещё несколькими актерами он уехал в Бакинский рабочий театр . В 1927 году был приглашён М. М. Тархановым в 4-ю студию МХАТ, позже преобразованную в Реалистический театр , и в том же году, после ухода Тарханова, вместе с Леонидом Волковым возглавил театр . В это же время Фёдоров поставил два спектакля в Театре Революции ; здесь, вместе с художником И. Шлепяновым, он развивал те конструктивистские тенденции, которые для самого Мейерхольда к тому времени стали уже пройденным этапом. О постановке пьесы Э. Толлера «Гоп-ля, мы живем!» А. Гвоздев писал: «Это спектакль нового, революционного театра, вышедший из школы Мейерхольда и развертывающий его принципы и методы талантливо и энергично, с ясной целевой установкой на социальную значимость большого театрального искусства. …В лице Фёдорова и Шлепянова „Театр Революции“ приобрел крупных театральных мастеров, работа которых отвоевала „Театру Революции“ почётное место в рядах революционных театров большого художественного значения» .
Однако Фёдоров в Театре Революции не задержался ; недолго работал он и в Реалистическом театре, который в 1930 году возглавил бывший актёр ГосТиМа Николай Охлопков . В 1935 году Фёдоров стал преемником петербургского ученика Мейерхольда К. Тверского на посту главного режиссёра Ленинградского Большого драматического театра , но и там вскоре началась «режиссёрская чехарда» . В дальнейшем был режиссёром Русского драматического театра в Ашхабаде и Русского драматического театра в Минске ; ставил спектакли в театрах Новосибирска и Свердловска .
В 30-х годах Фёдоров работал также в кинематографе — как режиссёр, сценарист, монтажёр; является режиссёром и автором сценария фильмов « Мёртвый дом » («Тюрьма народов», 1932) и « Конец полустанка » (1935) .
Похоронен в колумбарии Введенского кладбища .
Большой драматический театр им. Горького