Серапион (архиепископ Новгородский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никита Затво́рник , или Никита Пече́рский (ум. 31 января 1108 , Новгород ) — епископ Новгородский. Почитается Русской церковью в лике святителя .
Дни памяти: 31 января ( 13 февраля ), 30 апреля ( 13 мая ) — обретение мощей , и 14 (27) мая .
Родом киевлянин. В раннем возрасте принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре и, несмотря на возражения игумена Никона , ушёл в затвор . Киево-Печерский патерик сообщает, что он был повергнут искушению от дьявола и не выдержал его:
…и прельстил его дьявол. …стал перед ним бес в образе ангела . Пав ниц, поклонился ему инок, как ангелу. И сказал ему бес: « Ты не молись, а только читай книги, и таким путём будешь беседовать с Богом, и из книг станешь подавать полезное слово приходящим к тебе. Я же постоянно буду молить о спасении твоем Творца своего ». Прельстившись, монах перестал молиться, а прилежно занимался чтением и книжной премудростью; видя же беса, постоянно молящегося о нём, радовался ему, как ангелу, творящему молитву за него.
—
Никита стал пророчествовать, знал наизусть все книги Ветхого Завета , но отказывался изучать Евангелие . Слава о нём достигла киевского князя Изяслава , которому он сообщил об убийстве князя Глеба Святославича и посоветовал послать его сына Святополка в Новгород на княжение . Игумен Никон вместе с другими монахами молитвами изгнали беса . Никита, отвечая на вопросы братии, клялся, что не читал никогда книг, которые он раньше цитировал и даже перестал понимать азбуку и его вновь обучили грамоте. После этого, по сообщению патерика, Никита предался «воздержанию, и послушанию, и чистому и смиренному житию, так что всех превзошел в добродетели».
В 1096 году Никита был возведён митрополитом Киевским Ефремом в епископский сан и назначен на новгородскую кафедру ; в «Росписи, или Кратком летописце Новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом. За время епископства Никиты было построено несколько храмов ( Спасо-Преображенский храм на Ильине улице (перестроен в 1374 году), Благовещенский храм на Городище, деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Антониевом монастыре ). Летописи также сообщают о прижизненных чудесах епископа Никиты (остановил пожар, низвёл дождь) .
Никита скончался в 1108 году и был погребён в новгородском Софийском соборе . В 1547 году на первом Макарьевском соборе он был канонизирован для общецерковного почитания. 30 апреля 1558 года архиепископом Пименом были обретены мощи Никиты, объявленные нетленными .
Фёдор Солнцев в « Древностях Российского государства » указал:
При открытии св. мощей его в 1550 г. найдено на нём облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет. Все облачение состоит из фелони, епитрахили, поручей, палицы, штофных коричневого цвета, гарусного пояса, омофора из белого , из синей гродетуровой (из плотной тафты) шапочки, опушенной горностаевым мехом; на ней вышиты золотом кресты и серафимы со словами Сҍрафимъ. Такая шапочка служила митрой. К этой епископской утвари XI в. принадлежит архиерейский посох, о коем ниже будет сказано, и железные вериги весом в 20 ф., найденные на мощах Иерарха. В день открытия нетленных его останков принесена была новгородцами ко гробу его железная лампада, хранящаяся в ризнице, с круговой прорезной надписью: «Свҍча Великаго Новгорода всҍхъ православныхъ хрестьянъ, поставлена новому чудотворцу Никитҍ вҍ лҍто /--зk`s, Апрҍля въ л` день, при Архїепїскопе Пимене».
Андрей Нартов в «Достоверных повествованиях и pечах Петра Великого » описывает такой случай:
Генерал-фельдцейхмейстер граф Брюс муж был ученый, упражнялся в высоких науках и чрезъестественному не верил. Его величество, любопытствуя о разных в природе вещах, часто говаривал с ним о физических и метафизических явлениях. Между прочим был разговор о святых мощах, которые он отвергал. Государь, желая доказать ему нетление чрез Божескую благодать, взял с собою Брюса в Москву и в проезд чрез Новгород зашел с ним в соборную Софийскую церковь, в которой находятся разные мощи, и показывая оные Брюсу, спрашивал о причине нетления их. Но как Брюс относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержной жизни и сухоядению или пощению, то Петр Великий, приступя наконец к мощам святого Никиты, apxиeпископа Новгородского, открыл их, поднял их из раки, посадил, развел руки и, паки сложив их, положил потом спросил: «Что скажешь теперь, Яков Данилович? От чего сие происходить, что сгибы костей так движутся, яко бы у живого, и не разрушаются, и что вид лица его, аки бы недавно скончавшегося?» Граф Брюс, увидя чудо сие, весьма дивился и в изумлении отвечал: «Не знаю сего, а ведаю то, что Бог всемогущ и премудр». На сие государь сказал ему: «Сему-то верю и я и вижу, что cветские науки далеко ещё отстают от таинственного познания величества Творца, которого молю, да вразумить меня по духу. Телесное, Яков Давилович, так привязано к плотскому, что трудно из сего выдраться» .
В 1956 году мощи Никиты были перенесены епископом Сергием (Голубцовым) из Софийского собора в Николо-Дворищенский собор , а при его закрытии в 1962 году — в храм Апостола Филиппа . В 1993 году мощи святителя Никиты были возвращены в Софийский собор .