Мишель Бержерон Трофи
- 1 year ago
- 0
- 0
Мишель Блаве ( фр. Michel Blavet ; 2 ( 13 марта ) 1700 , Безансон — 17 ( 28 октября ) 1768 , Париж ) — французский флейтист и композитор .
Сын резчика по дереву, Блаве с детства, самоучкой занимался на различных музыкальных инструментах. Затем стал специализироваться на фаготе и флейте , которую держал в левую сторону, так как был левша .
В 1723 отправился в Париж , где нанялся работать в оркестр к одному из вельмож — герцогу Евгению-Шарлю де Левис ( фр. Charles-Eugène de Lévis ). Тремя годами позже с большим успехом прошёл сольный парижский дебют Блаве, который поставил его в ряд ведущих концертантов на Парижской сцене. С 1725 г. он принимал активнейшее участие в « Духовных концертах » ( фр. «Concerts spirituels» ). Эти первые публичные концерты во Франции быстро стали популярны и имели важное общественно-культурное значение.
С 1732 занял пост придворного музыканта принца королевской крови, двоюродного брата французского короля герцога Людовика Бурбонского (графа Клермонского), а также служил у самого короля Людовика XV . В то же время с 1723 по 1758 работал флейтистом в оркестре Гранд-Опера в Париже . Играл в ансамбле с Телеманом, когда тот посещал Париж. Виртуозная игра придворного музыканта подвигла Телемана на написание Второй тетради Методических сонат для флейты. Блаве был дружен с Кванцем и отказался от места придворного музыканта прусского короля Фридриха II , впоследствии занятого Кванцем. Вероятно, именно для Блаве придворный композитор Леклер написал концерт и девять сонат для флейты.
Блаве был известным преподавателем — среди его учеников выдающийся флейтист Феликс Ро .
Некоторые историки считают, что Блаве невольно участвовал в убийстве своего друга композитора Жан-Мари Леклера .
Постепенно Блаве достиг широкого признания во Франции . Его блестящий виртуозный стиль игры, чистая интонация, поющий звук, значительно повысили популярность флейты во Франции, где прежде на ней исполняли только медленные нежные и печальные мелодии. Современники отмечали его виртуозную игру даже в трудных тональностях, хотя свою собственную музыку для флейты (многочисленные сонаты, менуэты, дуэты и т. п.) он, рассчитывая на её популярность среди богатых любителей, предпочитал писать в самых лёгких тональностях. Вольтер и Фридрих Великий восхищались Мишелем Блаве и как исполнителем и как композитором.
Блаве считался творческим преемником Оттетера и был лучшим флейтистом своего времени во Франции. Но в отличие от своего предшественника он играл не на трёхчастной флейте, а уже на четырёхчастной, что открывало новые возможности в плане общего строя и интонационной чистоты.
18 флейтовых сонат (в трёх тетрадях) и 6 дуэтов, концерты, несколько песен и 4 произведения для музыкального театра — стилистически родственные итальянским образцам соответствующих жанров. Сонаты Блаве, изданные в 1732 в Париже, принадлежат к шедеврам ранней флейтовой музыки. Наиболее известные — фр. «La Vibray» , и фр. «La Lumagne» . Они виртуозны и в то же время мелодичны, образны и замечательно раскрывают возможности флейты. Ранние его сонаты были написаны в стиле скрипичных сонат Корелли , а более поздние в новом галантном стиле. Сохранился только один концерт Блаве для флейты, в котором первая и третья части написаны в стиле Вивальди , а медленная средняя представляет собой французский гавот. В своем пастиччо «Исправившийся ревнивец» ( фр. Le jaloux corrigé , 1752 ) Блаве первым из французских композиторов использовал речитативы секко итальянского типа. Один из «Дивертисментов» на его музыку был поставлен в Парижской Опере .