Зинин, Николай Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Никола́евич Черепни́н ( 3 [15] мая 1873 , Санкт-Петербург — 26 июня 1945 года, Исси-ле-Мулино , под Парижем ) — русский композитор, дирижёр и педагог; отец композитора А. Н. Черепнина , ученик Н. А. Римского-Корсакова .
Н. Н. Черепнин стал первым композитором, к которому обратился Сергей Дягилев в самом начале своего театрального проекта « Русских сезонов ». Обладая ярким композиторским талантом, вращаясь в среде художников и музыкантов, изменивших лицо искусства XX века, Черепнин создал произведения, перевернувшие представление о современном балетном спектакле — «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо». Сергей Дягилев оценивал композитора как одного из «самых знаменитых деятелей музыки, живописи, хореографии» . В. Логинова отмечала, что композитор «обладал самостоятельным и неповторимым обликом в контексте художественной культуры начала XX века и сказал собственное слово, внёс заметный творческий вклад в мировое музыкально-художественное наследие».
Родился в семье известного петербургского медика Николая Петровича Черепнина (1841 — 27 февраля 1906), личного врача Ф. М. Достоевского ; в воспоминаниях Анны Сниткиной-Достоевской указывалось, что в последний момент послали за доктором Черепниным: «Приехавший доктор Н. П. Черепнин мог только уловить последние биения его сердца». Мать, Зинаида Александровна, в девичестве Ратаева, дочь обер-егермейстера Александра Николаевича Ратаева. Умерла после вызванной родами болезни. Вторая жена отца была из рода Суворовых, — Ивашинцова имела двух сыновей; таким образом, генерал-лейтенанты (1869—1921) и (1857—1921) Ивашинцовы были его сводными братьями.
В 1883 году Николай Черепнин поступил в 6-ю Петербургскую гимназию , директором которой в 1890 году стал филолог и духовный композитор Дмитрий Николаевич Соловьёв . Гимназия была окончена в 1891 году с серебряной медалью . Затем Черепнин учился в Петербургском университете ; в 1895 году окончил юридический факультет университета со званием кандидата права.
Ещё осенью 1893 года, не оставляя занятий в университете, он поступил в Петербургскую консерваторию , в класс фортепиано профессора Карла Карловича Фан-Арка . Вскоре, оставив класс Фан-Арка, он сдал экзамены на композиторское отделение консерватории и был принят в класс композитора и музыкального писателя Николая Феопемптовича Соловьёва . В 1894 году, как вспоминал Черепнин
После долгих колебаний и волнений я решился наконец предстать перед Римским-Корсаковым, захватив с собой кое-какие сочинения… Николай Андреевич прослушал все очень внимательно, побеседовал со мной на кое-какие музыкальные темы и… сказал, что он примет меня в свой класс после того, как я получу от моего прежнего профессора согласие на переход из его класса.
Соловьёв не возражал и Черепнин стал заниматься у Н. А. Римского-Корсакова на курсе специальной гармонии и в 1898 году с отличием окончил класс композиции со званием свободного художника.
С 1898 года дирижировал хором Мариинского театра , с 1906 года — дирижёр театра. Дирижировал концертами Русского музыкального общества , «Русскими симфоническими концертами», в 1908—1913 годах — в петербургском Народном доме. С 1909 года Черепнин участвовал в « Русских сезонах » Сергея Дягилева .
Член Беляевского кружка , был дружен с музыковедом А. В. Оссовским . Входил в объединение « Мир искусства ».
В 1905—1917 гг. преподавал дирижирование в Петербургской консерватории (с 1909 года — профессор), среди его учеников были Николай Обухов и Сергей Прокофьев , посвятивший учителю три сочинения: Симфониетту, Первый фортепианный концерт и Скерцо для четырёх фаготов . Юрий Шапорин , занимавшийся у Черепнина по чтению партитур, так описывал своего учителя: «Из всех профессоров консерватории он был, пожалуй, наиболее передовым по своим художественным устремлениям» .
В 1918—1921 гг. — директор Тифлисской консерватории . С 1921 — во Франции, где сотрудничал с балетной труппой Анны Павловой. В 1925 году основал и возглавил Русскую консерваторию в Париже. В 1932 году был приглашён Сергеем Кусевицким продирижировать Бостонским симфоническим оркестром . С 1937 года возглавлял Попечительский совет издательства «М. П. Беляев в Лейпциге».
Сочинениями Черепнина, помимо самого автора, дирижировали Александр Глазунов , Сергей Кусевицкий , Михаил Плетнёв , Геннадий Рождественский , Александр Рудин .
Жена (с 1897 года): старшая дочь Альберта Николаевича Бенуа , Мария Альбертовна . Вместе с женой похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа .
Сын: Александр — композитор, пианист, музыкальный критик .
Являясь последователем своего педагога, Н. Черепнин воспринимал все новые веяния в музыке. Большое влияние на его стиль оказало течение импрессионизма , многое он воспринял от А. Н. Скрябина , Р. Штрауса , Г. Малера , А. Шёнберга , И. Стравинского , К. Дебюсси , М. Равеля .
Первые его произведения были напечатаны уже в 1898 году: 6 романсов для меццо-сопрано (op. 1), Прелюдия к пьесе Принцесса Грёза (op. 4), Песнь Сафо (op. 5).
Исследователи склонны считать, что лучшие произведения Н. Черепнина были написаны им в период сближения его с группой «Мир искусства». Общение это началось с создания балета « Павильон Армиды » (ор. 29) по сюжету А. Н. Бенуа в 1903 году. С 1909 по 1914 год он был участником «Русских сезонов» в Париже, и первый сезон 1909 года прошёл под его управлением. Он оказался первым композитором, написавшим музыку по заказу Сергея Дягилева — первый его балет «Павильон Армиды» был поставлен в 1909 году М. Фокиным. Ещё два его балета — «Нарцисс и Эхо» (ор. 40, 1911 г.) и «Маска Красной смерти» (ор. 49, 1912 г.) — также созданы им для труппы Сергея Дягилева.
Имя Н. Н. Черепнина связано с балетным жанром и творчеством балетной труппы Сергея Дягилева в Париже. Художественные принципы композитора сформировались под воздействием членов дягилевского содружества — А. Н. Бенуа, Л. Бакста, М. Фокина, эстетики «Мира искусства», тяготения его участников к поэтическому воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации.
Центр творчества Н. Н. Черепнина составляют 16 балетов. Лучшие из них — «Павильон Армиды», «Нарцисс и Эхо», «Маска красной смерти». Непременная для искусства начала века романтическая тема разлада мечты и действительности претворена в этих балетах характерными приемами, сближающими музыку Черепнина с живописью импрессионистов . Ряд произведений Черепнина написан на темы русских сказок. Написанные в 1930-х годах оперы «Сват» и «Ванька-ключник» — интересный пример привнесения в традиционный для русской музыки жанр народно-песенной оперы сложных приемов музыкального письма XX века. Среди оркестровых сочинений Черепнина наиболее интересны его программные сочинения: Симфонический прелюд «Принцесса Грёза» (по Э. Ростану ), симфоническая поэма «Макбет» (по В. Шекспиру ), симфоническая картина «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице), драматическая фантазия «Из края в край» (по одноимённому стихотворению Ф. Тютчева ), «Сказка о рыбаке и рыбке» (по сказке А. С. Пушкина ). Заметен Черепнин также в кантатно-ораториальном жанре («Песнь Сафо» и ряд духовных сочинений a cappella, в том числе «Хождение Богородицы по мукам» на тексты народных духовных стихов и др.) и в хоровых жанрах («Ночь» на стихи В. Юрьева-Дрентельна , «Старая песня» на стихи А. Кольцова ). Вокальная лирика Черепнина (более 100 романсов) охватывает широкий диапазон тем и сюжетов — от философской лирики («Трубный глас» на стихи Д. Мережковского , «Думы и волны» на стихи Ф. Тютчева) до картин природы («Сумерки» на ст. Ф. Тютчева); от утонченной стилизации русских песен («Венок Городецкому») до сказки («Фейные сказки» на стихи К. Бальмонта . Из других сочинений Черепнина следует назвать его фортепианную «Азбуку в картинках» с рисунками А. Бенуа, Струнный квартет, квартеты для четырёх валторн и другие ансамбли. Черепнин является также автором оркестровок и редакций многих произведений русской музыки («Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского , « Сорочинская ярмарка » М. П. Мусоргского ) , Р. Шумана (пантомима-балет «Papillons»).