Interested Article - Аксаков, Константин Сергеевич

Константи́н Серге́евич Акса́ков ( 29 марта [ 10 апреля ] 1817 , с. Аксаково , Оренбургская губерния 7 [19] декабря 1860 , о. Занте , Греция ) — русский публицист, поэт , литературный критик , историк и лингвист , глава русских славянофилов и идеолог славянофильства ; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.

Биография

Родился 29 марта ( 10 апреля ) 1817 года в селе Знаменское-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии , где провёл первые девять лет своей жизни. В 1826 году семья переехала в Москву. В начале 1830-х годов воспитывался в пансионе М. П. Погодина . По воспоминаниям Д. А. Милютина , «уже в то время в 1831 году выдавался своими дарованиями, любознательностью и серьезными занятиями». В 1832 году в возрасте 15 лет стал студентом словесного отделения Московского университета , на котором преподавали профессора Павлов , Надеждин , Победоносцев . Окончил университет в 1835 году со степенью кандидата .

В мемуарах, посвящённых учёбе в университете , Аксаков отмечал, что студенты его эпохи мало почерпнули из университетских лекций, но много — «из университетской жизни»: «В наше время профессорское слово было часто бедно, но студенческая жизнь и умственная деятельность, неразрывно с нею связанная, не были подавлены форменностью и приносили добрые плоды. В последующее время со стороны профессоров слово, быть может, стало вообще учёнее и умнее, но зато студенческая жизнь и весь университет подчинились влиянию форменности» .

Обучаясь в университете, вместе с Белинским и Бодянским , стал участником кружка Станкевича . В это время он увлекался немецкой классической философией (прежде всего, Гегеля ), влияние которой ещё долго ощущалось в его работах, даже в магистерской работе 1846 года. В 1837 году, в связи с отъездом Н. В. Станкевича за границу, кружок распался и Аксаков сблизился с группой славянофилов : А. С. Хомяковым , И. В. Киреевским , Ю. Ф. Самариным . В 1838 году побывал за границей, откуда вернулся через пять месяцев.

Ранние стихи К. С. Аксакова появились в 1832 году; они печатались на страницах «Телескопа» , «Молвы» , «Московского наблюдателя» , «Отечественных записок» , — часто под псевдонимом К. Еврипидин ; переводил Ф. Шиллера , И. В. Гёте и других. Широкую известность приобрело не опубликованное при жизни Аксакова стихотворение «Мой Марихен так уж мал, так уж мал» (1836), с некоторыми изменениями положенное на музыку П. И. Чайковским (1881). За стихотворениями последовали драматические произведения — плоды досуга молодого учёного: драма «Освобождение Москвы в 1612 году», комедия «Князь Луповицкий», водевиль «Почтовая карета», драматическая пародия «Олег под Константинополем». В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьёй, напечатанной отдельной брошюрой: «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души ». В № 9 журнала « Москвитянин » он ответил на разбор этой работы, сделанный Белинским. В «Московском сборнике» 1846 года были помещены его три критические статьи (за подписью Имрек ): О сборнике гр. Соллогуба «Вчера и сегодня»; О книге проф. Никитенко «Опыт истории рус. литер.»; «О петербургском сборнике» Некрасова. И в последующих выпусках этого сборника (в 1847 и в 1852) он продолжал помещать свои литературно-исторические статьи. В числе исторических статей особенно выдаются рецензии Аксакова на I, VI, VII и VIII тома «Истории России» Соловьёва , «О древнем быте славян вообще и русских в частности» (1852), «Краткий исторический очерк земских соборов», «О состоянии крестьян в древней России», «По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным» и др.

В 1846 году было напечатано его исследование « Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» , принёсшее ему степень магистра русской словесности (1847). Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура потребовала внести ряд изменений и перепечатать книгу. После защиты магистерской диссертации Аксаков предполагал приступить к преподавательской работе, но в Московском университете вакансий не оказалось, и Аксаков посвятил себя литературному творчеству и публицистике. Он сотрудничал в журналах «Москвитянин», а также « Русская беседа », где был одним из наиболее деятельных сотрудников.

В 1848 году написал письмо Николаю I с призывом покончить с западничеством, что многими было расценено как «непозволительный поступок» и «донос». В либеральных и демократических кругах был подвергнут обструкции и прозван «доносчиком». [ источник не указан 1366 дней ]

В 1855 году написал мемуары «Воспоминания студенчества 1832—1835 годов» (опубликованы с купюрами в 1862 году).

В 1856 году направил императору Александру II «Записку о внутреннем состоянии России» , в которой осуждал «внутренние язвы» России: крепостное право , взяточничество, «иго государства над землёю»; выступал за созыв представительского учреждения — Земского собора , за свободу слова, мнений.

В 1857 году (с апреля по декабрь) был редактором-издателем славянофильской газеты « Молва ». Вышло 38 номеров, после чего газета была закрыта.

По предложению М. А. Максимовича 10 ноября 1858 года был избран действительным членом Общества любителей Российской словесности .

Смерть отца (1859) губительно повлияла на его здоровье: лёгочная чахотка унесла его жизнь на ионическом острове Занте (Закинф) 7 декабря 1860 года. Был похоронен в московском Симоновом монастыре .

Полное собрание сочинений, начатое в Москве И. С. Аксаковым осталось незаконченным; вышли только три тома: первый том, в который вошли 27 статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны, появился в 1861 году, второй — в 1875 году и, наконец, третий — в 1880 году. 2-й и 3-й тома включали филологические сочинения, причём весь третий том был посвящён «Опыту русской грамматики». В 1909 году были изданы отдельным сборником его «Стихотворения».

Взгляды на Россию

Могила С. Т. Аксакова и его сына Константина соседствует на Новодевичьем кладбище с могилой Гоголя. Прах писателей был перенесён в советское время из разорённого Симонова монастыря .

В работе «О внутреннем состоянии России» (1855) Аксаков утверждал, что русские — это «негосударственный народ», в смысле: не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала; основу быта русского народа ещё до принятия христианства составляли общины , государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. Аксаков решительно противопоставляет государственное ( государево ) общественному ( земскому ), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда как государство «по преимуществу дело военное», смысл которого в «защите и охранении жизни народа». Русское государство по сути есть монархия , ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном; народ и власть сосуществовали как «отдельные, но дружественные союзные силы». Однако эта гармония государства и земли была нарушена Петром I , при котором правительство обособилось от народа; помещики оказались оторванными от «народа» и противопоставленными ему, возник конфликт между ними и крестьянами; государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол , требующий беспрекословного подчинения во всём. Так в России появились «внутренние язвы»: раскол , крепостное состояние и взяточничество .

В работе «О русском воззрении» (1856) он различает общечеловеческое и национальное, провозглашая свою приверженность идеям славянофилов. «Деятельность народа, — писал Аксаков, — как деятельность человека, должна быть самостоятельна». Здесь он решительно критикует попытки отождествления европейского с общечеловеческим, которая выражается в моде в одежде, языке и литературе. Суть этой моды в рабском заимствовании.

В его литературно-критических статьях 1840-х годов проявились его славянофильские взгляды. Он выступил против «оторванности от русской земли» Ф. М. Достоевского и писателей натуральной школы ; отрицательно отзывался о поэзии И. С. Тургенева, в то же положительно отметив его рассказ «Хорь и Калиныч». В брошюре «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мёртвые души» (1842) он отметил воскрешение у Н. В. Гоголя древнего эпического миросозерцания. Считал, что принятие на Руси православия (по его мнению, единственно истинной формы христианства) положило непереходимую черту между Россией и католическим Западом; указывал, что историческая роль («богоизбранность») России заключается в сохранении православия для всего человечества.

Примечания

  1. Осповат А.Л. Аксаков Константин Сергеевич // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь / П. А. Николаев (гл. ред.). — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — Т. 1: А—Г. — С. 32-34.
  2. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М. : Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. , с. 17.
  4. Записка была опубликована в газете «Русь» в 1881 году.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Аксаков, Константин Сергеевич