Наталья Игоревна Нестерова родилась
23 апреля
1944 года
в семье архитекторов в городе
Москве
. Большую роль в приобщении к миру искусства сыграл дедушка Николай Иванович Нестеров, который окончил Московское училище живописи в 1915 году. Он учился вместе с такими художниками, как Роберт Фальк и Сергей Герасимов. Его учителями были Константин Коровин, Филипп Малинин, Леонид Пастернак. Нестерова вспоминала, что первым её портретом был портрет дедушки, а нарисовала она его в три года
.
«Мой дед был прекрасный художник. На стенах нашего дома висели его работы, в которые я уходила странствовать. Он учил меня играть и чувствовать»
.
В воспитании чувств к прекрасному роль сыграл не только дедушка. Бабушка Натальи Нестеровой, Анна Петровна, в детстве много читала девочке вслух. Ей больше всего запомнился лермонтовский Демон
. Посетив многие страны Европы, подолгу живя в Америке, находясь несколько месяцев во Франции, Нестерова всё так же с трепетом вспоминала свой родной дом, храня в памяти воспоминания о прошедшем в нём детстве
.
Впоследствии Нестерова говорила о Москве, как о «постепенно разрушающейся», как о таком месте, с которым её когда-то связывало очень многое, а сейчас оно перестало ощущаться домом:
«Я всегда себя чувствую чужой — созерцающей, наблюдающей. Поскольку Москва постепенно разрушается, то созерцать ее все грустнее»
.
В 2012 году состоялась выставка «Русские амазонки» в галерее Alexandre Gertsman Contemporary Art, в Нью-Йорке. В выставке приняла участие и Наталья Нестерова. Среди других выставляющихся — как признанные художники Татьяна Назаренко, Римма Герловина, Мария Эльконина, так и представительницы нового поколения, живущие в России и США
. В показанных работах Натальи Нестеровой, уже ставшей классикой современного русского искусства, отмечают как яркие, насыщенные краски, так и диаметрально противоположные друг другу сюжеты: здесь можно увидеть и сюжеты возвышенно поэтические, и сюжеты, погруженные в прозу бытия. Стиль Натальи Нестеровой, который в одной из статей назвали «сочным реализмом», не обходился без метафизических элементов
.
Жила и работала в Москве и США (c 1988 года).
В первой половине 1970-х годов завоевала известность композициями, переиначивающими канон соцреалистической фигурно-сюжетной картины: героико-идиллические сцены труда и отдыха сменились здесь образами некоего заколдованного царства, погружённого в оцепенение или абсурдную маету. Ключевое значение для неё имели в ту пору образы крымских, кавказских и прибалтийских «народных здравниц» и «домов творчества». С конца 1970-х годов в живописи Нестеровой возобладали темы старинного города или парка. С годами на первый план в её живописи выходят религиозные мотивы, тоже получившие подобие загадочного маскарада, нарушающего привычные иконографические каноны.
В работах Нестеровой можно часто увидеть голубей: птицы взлетают («Пир во время чумы», 1993), клюют с рук («Кормление голубей, 1992»), подкармливаются с земли («Кормление голубей», 2010), а вот они вылетают прямо изо рта кричащего человека («Крик», 1991). Нестерова говорит о роли птиц в своих произведениях следующее:
«Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное. Если сова ухает — так это просто ее голос»
.
Одним из любимых художников Натальи Нестеровой является Сезанн. По выражению Н. Нестеровой, Сезанн для неё «математик в живописи»
.
В отношении своего дела Нестерова придерживалась мнения, что само понятие «служение искусству» имеет большой вес. Она определяла его как «служение внутренней честности и порядочности»
.
Искусствовед Александр Каменский назвал её работы искусством между «маскарадом и комедией». Сама Нестерова внесла поправку: «Между маскарадом и трагедией»
.
↑
Виктория Лебедева.
Наталья Нестерова. — Москва: Белый город, 2007. — С. 4. — 48 с. —
ISBN 9785-7793-0547-1
.
↑
(неопр.)
.
Известия
(2 декабря 2009). Дата обращения: 29 августа 2019.
29 августа 2019 года.
↑
Олег Сулькин.
(неопр.)
.
Голос Америки
(20.06.12). Дата обращения: 29 августа 2019.
29 августа 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 августа 2022.
11 августа 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 11 августа 2022.
11 августа 2022 года.
(неопр.)
Дата обращения: 14 апреля 2023.
21 октября 2022 года.
(неопр.)
.
philnecropolis.ru
. Дата обращения: 14 апреля 2023.
14 апреля 2023 года.
Ссылки
. О творчестве художницы Н. Нестеровой.
Орлов В. В.
[lib.ru/PROZA/ORLOW_O/nester.txt Таинственный мир Натальи Нестеровой] // В. В. Орлов. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. М., 2001 (оригинал 1990)