Interested Article - Любимов, Алексей Борисович

Алексе́й Бори́сович Люби́мов (род. 16 сентября 1944 , Москва ) — советский и российский пианист , клавесинист , органист , дирижёр , педагог . Народный артист Российской Федерации ( 2003 ) .

Профессор, преподаватель факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской Государственной консерватории .

Биография

В 1952 1963 годы учился в Центральной музыкальной школе (класс А. Д. Артоболевской ), в 1963— 1968 — в Московской консерватории (класс Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Наумова ), которую с отличием окончил. Уже в 1960 году завоевал первую премию на . Выступал на осеннем Фестивале современной музыки в Варшаве ( 1964 ), лауреат международных конкурсов в Рио-де-Жанейро ( 1965 ) и Монреале ( 1968 ). Большое влияние на формирование Любимова-музыканта оказала М. В. Юдина .

Исполнительство и организаторская деятельность

Концертную деятельность начал в 1968 году, с 1975 года — солист Московской государственной академической филармонии. Исполнитель необыкновенно широкого диапазона — от английских вирджиналистов и французской придворной музыки XVIII века через европейских романтиков до современной «музыки пост». Вместе с , Т. Гринденко , М. Пекарским Любимов занимался электронной музыкой , играл в экспериментальной рок-группе.

Создатель и руководитель ряда камерных ансамблей — «Музыка — XX век» (1968— 1975 ), « » (1975— 1982 ), « Академия старинной музыки » (с 1982 года, вместе с Т. Гринденко). Руководитель Ансамбля старинной музыки Московской консерватории ( 1995 1997 ), организатор и руководитель (в 1988 1991 ) московского фестиваля современной музыки . В 1976 1978 годы участвовал в организации ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине .

Инициатор и художественный руководитель I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской государственной академической филармонии ( 1999 ).

С 1991 года — художественный руководитель Музыкального фестиваля в Санкт-Галлене ( Швейцария ). Активный участник различных международных фестивалей — фестиваля И. Менухина в Гштаде , Г. Кремера в Локкенхаусе , Берлинского , Зальцбургского и многих других.

Преподавательская деятельность

В 1968—1975 годы Любимов — доцент по классу камерного ансамбля Московской консерватории. В 1997—2010 годах возглавлял факультет исторического и современного исполнительского искусства (ФИСИИ), инициатором создания которого явился в содружестве с Н. Гутман и Н. Кожухарем . С 1998 года — профессор Университета « Моцартеум » в Зальцбурге (класс фортепиано ).

Творческий репертуар

Репертуар Любимова включает в себя сольные, ансамблевые сочинения и сочинения для фортепиано или клавесина с оркестром таких авторов, как И. С. Бах и его сыновья, Ф. Куперен , Ж. Ф. Рамо , Г. Пёрселл , В. А. Моцарт , Й. Гайдн , Д. Бортнянский , Л. ван Бетховен , Ф. Шуберт , Р. Шуман , Ф. Шопен , Ф. Лист , И. Брамс , М. Глинка , А. Скрябин , С. Рахманинов , К. Дебюсси , А. Шёнберг , А. Веберн , А. Берг , Ч. Айвз , И. Стравинский , Б. Барток , Э. Вилла-Лобос , С. Прокофьев , Д. Шостакович , Д. Кейдж , В. Сильвестров , А. Пярт , В. Мартынов , Г. Уствольская , А. Шнитке , С. Губайдулина , Э. Денисов , А. Волконский , Г. Пелецис , А. Рабинович , Т. Мансурян , А. Кнайфель и др.

Творческие связи

Любимов выступает с крупнейшими отечественными и зарубежными коллективами — оркестрами под управлением К. Кондрашина , Д. Ойстраха , Н. Рахлина , Г. Рождественского , М. Плетнёва , В. Ашкенази , Ф. Брюггена , Р. Норрингтона , Э.-П. Салонена , К. Хогвуда , К. Нагано , В. Юровского , Н.Ярви , А. Мустонена . Среди его партнёров по камерному ансамблю не раз были Т. Гринденко , Н. Гутман , О. Каган , Г. Шифф , А. Штайер , М. Пекарский, А. Рудин , , Л. Давыдова , , А. Мустонен, С. Савенко , .

Глубокое понимание различных музыкальных стилей и манер, точность и виртуозное мастерство Любимова ценимы современными композиторами, которые доверяют ему первое исполнение собственных вещей, посвящают свои опусы (Г. Уствольская, В. Сильвестров, В. Суслин , А. Пярт , В. Мартынов, П. Карманов и др.).

А. Шнитке писал о нём: «С одной стороны, поражает многочисленность оживающих под его пальцами и проникающихся субъективной выразительностью деталей… С другой стороны, удивляет объективная гармоничность возникающего целого, ибо не только „дух“, но и „буква“ стиля соблюдены».

Дискография

На 2006 год дискография пианиста насчитывала свыше 50 дисков, записанных авторитетными фирмами мира. В числе прочего — полное собрание фортепианных сочинений Шёнберга, три части «Предварительного действа» Александра Скрябина — Александра Немтина с оркестром под управлением Владимира Ашкенази, три тома "Частной коллекции" с симфонической, камерной и сольной музыкой.

Записи, сделанные на исторических инструментах

  • Шопен, Бах, Моцарт, Бетховен, "На домашнем рояле Шопена". Записано на фортепиано 1843 г. от Плейеля . Лейбл: NIFCCD
  • Франц Шуберт. "Impromptus". Записано на роялях Матиас Мюллер 1810 г. и Йозеф Шантц 1830 г. Лейбл: Zig Zag Territorois
  • Людвиг ван Бетховен. "Полное собрание сонат для фортепиано". Записано на репликах роялей Штайна , Вальтера , Графа и Буххольца от Пола Макналти . Лейбл: Moscow Conservatory Records
  • Людвиг ван Бетховен. "Piano Sonatas - No.8, Op.13 “Pathetique”; No. 14, Op.27, No.2 “Moonlight”; No.21, Op.53 “Waldstein” in C Major; No.27". Записано на античном фортепиано Джон Бродвуд & Сыновья 1806 г. (реставратор Кристофер Кларк) Лейбл: Erato
  • Клод Дебюсси. "Прелюдии". Записано на Штейнвэй 1913 г. и Бехштейн 1925 г. Лейбл: ECM Records

Награды и звания

Примечания

  1. . Дата обращения: 22 июня 2017. 3 октября 2018 года.
  2. . Дата обращения: 22 июня 2017. 25 февраля 2020 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Любимов, Алексей Борисович