Ямато (государство)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Ямато» ( яп. 大和 ) — линкор японского императорского флота времён Второй мировой войны типа «Ямато» . Один из самых больших военных кораблей в истории человечества из когда-либо потопленных в ходе боевых действий. «Ямато» — древнее название самой Японии , однако в виду известной традиции Императорского Флота называть линейные корабли именами исторических провинций , в данном случае имелась в виду провинция Ямато , примерно соответствующая современной префектуре Нара .
«Ямато» , первый из линкоров своей серии, был заложен 4 ноября 1937 года на верфи ВМС в Куре , префектура Хиросима . Он был спущен на воду 8 августа 1939 года , и официально вступил в строй 16 декабря 1941 года; однако, боеготовым корабль объявили лишь 27 мая 1942 года.
В качестве флагмана Объединённого флота «Ямато» формально участвовал в сражении у атолла Мидуэй 4-6 июня 1942 года, но фактически не имел столкновений с противником, так как находился на 300 миль позади японских авианосцев. 28 мая 1942 года «Ямато» перебазировался на остров Трук , где провёл около года, выполняя роль плавучего штаба Объединённого флота . 25 декабря 1943 г. находившийся к северу от острова Трук «Ямато» получил попадание торпедой (масса заряда 270 кг) с американской подводной лодки «Скейт» ( Skate ) и принял в пробоину около 3000 тонн воды. Боеспособность корабля серьёзно пострадала из-за затопления погреба кормовой башни главного калибра. В январе — апреле 1944 года «Ямато» прошёл ремонт и модернизацию в Куре.
В июне 1944 года «Ямато» принимал участие в сражении в Филиппинском море , причём соединение, включавшее также « Мусаси » и ряд других тяжёлых кораблей, действовало впереди своих авианосцев. 19 июня «Ямато» впервые открыл огонь в боевой обстановке, но позже выяснилось, что линкор обстрелял свою же авиацию.
Японское командование берегло свои линкоры для предполагаемого генерального сражения с американским флотом. Действительность опровергла эти расчеты — в реальности война на Тихом океане вылилась в череду небольших, но многочисленных изнурительных боев, в которых силы японского флота постепенно, но неумолимо таяли, пока сильнейшие линкоры отстаивались вдали от зон активных боевых действий. В результате в Императорском флоте сложилось скептическое отношение к этим кораблям, хорошо иллюстрируемое популярной у моряков поговоркой: «На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“» .
В октябре 1944 года японские суперлинкоры были наконец брошены в серьёзный бой. Американцы начали высадку на Филиппины , и в случае успеха операции могли разрушить японский оборонительный периметр и отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Ставка была слишком высока, и японское командование приняло решение о проведении генерального сражения. Составленный им план «Се-Го» («Победа») являлся незаурядным достижением оперативного искусства . Поскольку авианосные силы Императорского флота Японии были выбиты к тому времени в сражениях, главная роль отводилась крупным артиллерийским кораблям.
Северная группа, включавшая немногие уцелевшие авианосцы, должна была сыграть роль приманки для 38-го оперативного соединения — главной ударной силы американского флота. Основной удар по десантным судам должно было нанести 1-е диверсионное соединение вице-адмирала Куриты . В его состав входили 5 линкоров, включая «Ямато» и «Мусаси», 10 тяжёлых и 2 лёгких крейсера, 15 эсминцев . Соединение должно было ночью преодолеть пролив Сан-Бернардино и утром атаковать десантные суда у острова Лейте . Поддержку ему оказывало меньшее по силам 2-е диверсионное соединение вице-адмирала Нисимуры , следовавшее проливом Суригао.
22 октября 1-е диверсионное соединение вышло в море и уже на следующий день было атаковано американскими подлодками, потопившими два тяжёлых крейсера. Утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, начались массированные атаки американской палубной авиации. В силу случайных совпадений основные удары американцев были нацелены на «Мусаси», который, после попаданий в него около 20 торпед и около 20 бомб, вечером перевернулся и затонул.
Несмотря на потерю «Мусаси», соединение Куриты оставалось вполне боеспособным, так как остальные линкоры не получили серьёзных повреждений. Тем не менее, Курита колебался и даже повернул на обратный курс. Однако Северная группа вице-адмирала Одзава выполнила свою роль приманки — главные силы 38-го оперативного соединения ринулись на неё, оставив северные проливы без охраны. Американский командующий переоценил достижения своих пилотов, рапортовавших о потоплении множества японских линкоров, и решил, что 1-е диверсионное соединение не представляет опасности. Курита тем временем получил прямой приказ от главнокомандующего Объединённым флотом — «Соединение должно атаковать с верой в Божественное провидение!» и двинулся вперёд.
Соединение ночью беспрепятственно форсировало неохраняемый пролив Сан-Бернадино на большой скорости и вышло в залив Лейте. Около 6:45 японцы обнаружили американские корабли. Это была северная группа 7-го флота США, включавшая 6 эскортных авианосцев , 3 эсминца и 4 эскортных миноносца . На «Ямато», ставшем флагманом японского соединения, приняли противника за одну из быстроходных авианосных групп и считали, что в её составе имеются крейсера. Тем не менее японцы вступили в бой. «Ямато» впервые в своей карьере открыл огонь по надводному противнику в 6:58 с дистанции 27 км. Первые залпы пришлись по авианосцу «Уайт Плэйнс» ( White Plains ), и артиллеристы считали, что добились попаданий.
В дальнейшем бой свёлся к преследованию японцами тихоходного противника, который отвечал атаками самолётов и эсминцев. В течение последующих трёх часов японские корабли обстреливали многочисленные цели и считали потопленными несколько американских авианосцев и крейсеров. Стрельбу затрудняли периодические дождевые шквалы и дымовые завесы противника. В результате большой разницы в скорости (до 10 узлов) японское соединение растянулось, и Курита потерял управление боем. В 10:20 1-е диверсионное соединение вышло из боя и повернуло на обратный курс, хотя путь в залив Лейте, где собрались американские транспорты, был открыт.
Это было похоже на отмену в последнюю минуту смертного приговора, хотя в тот момент американцы не могли понять, была ли это отмена приговора или только отсрочка казни .
Потери американцев в сражении в заливе Лейте составили 1 эскортный авианосец, 2 эсминца и 1 эскортный миноносец. Несмотря на уверенность артиллеристов «Ямато» в хороших результатах своей стрельбы, послевоенные исследования показали, что, скорее всего, «Ямато» не добился ни одного попадания главным калибром, хотя и был зафиксирован ряд накрытий .
Это было единственное сражение в истории, когда линкоры и крейсера держали в прицелах авианосцы, а те в ответ подняли в воздух свои самолёты. Шанс свой японцы упустили, проиграв финальный бой со счётом 1:3 (за один авианосец пришлось заплатить потерей трёх тяжёлых крейсеров). Такой результат, несмотря на всю его нелогичность (слишком многое определила растерянность японского адмирала), стал достаточно символичным — вооружённые бомбами и торпедами самолёты оказались сильнее самой мощной артиллерии .
«Ямато» вернулся к родным берегам только 22 ноября 1944 года и был сразу поставлен на ремонт и модернизацию, которая закончилась в январе 1945 года и оказалась для него последней. Между тем война переместилась к берегам Японии. 1 апреля 1945 года американские войска высадились на Окинаве . Поскольку в условиях подавляющего превосходства противника гарнизон острова не имел никаких шансов отразить десант, японское командование сделало основную ставку на самоубийственные методы борьбы. Не остался в стороне и флот, предложивший использовать «Ямато» для атаки неприятельских десантных судов, несмотря на господство противника в воздухе и на море.
Утром 6 апреля 1945 года соединение в составе «Ямато», 1 лёгкого крейсера и 8 эсминцев вышло в море для участия в операции «Тэн-ити-го» («Небеса-1»). Перед соединением была поставлена задача — «атака неприятельского флота и судов снабжения и их уничтожение». В случае затруднений с возвращением на базу «Ямато» предписывалось выброситься на отмель у побережья Окинавы и поддерживать армейские части артиллерийским огнём. Предполагалось также, что этот рейд отвлечёт палубную авиацию противника и облегчит намеченные на 7 апреля массированные атаки камикадзе на десантные средства американского флота у берегов Окинавы. План с самого начала носил самоубийственный характер.
Японское соединение было обнаружено противником рано утром 7 апреля. Начиная с полудня «Ямато» и его эскорт подверглись мощным атакам американских палубных самолётов (всего 227 машин). Пилоты американских торпедоносцев получили приказ, всем атаковать «Ямато» только с одного борта. Через два часа линкор, получив до 10 попаданий стандартных авиационных торпед (каждая с 272 кг «торпекса», что эквивалентно 410 кг тротила) и 13 попаданий авиабомб, вышел из строя. В 14:23 по местному времени из-за смещения 460-мм снарядов от крена произошёл взрыв носового погреба артиллерии главного калибра, после чего «Ямато» затонул . Спасти удалось лишь 269 человек, 3063 члена экипажа погибли. Потери американской стороны за время миссии составили 47 самолётов, ещё 6 разбились при посадке и 5 были списаны в утиль по возвращении. При атаке «Ямато» американцы потеряли 10 самолётов (4 SB2C, 3 TBF, 3 F6F) и 12 членов экипажей .
Обследования района затопления линкора предпринимались ещё в начале 80-х годов 20 века, но чётко идентифицировать обломки линкора не удавалось, поскольку в этом же районе находится ещё несколько затонувших японских кораблей. В 1985 году международная экспедиция начала поиск обломков линкора «Ямато» в Восточно-Китайском море , которые были обнаружены 1 августа 1985 года с помощью дистанционно управляемого глубоководного автономного аппарата « Пайсис -2». Дальнейшее изучение обломков было осуществлено в ходе японо-американской экспедиции «Ямато 99» в августе 1999 года, базировавшейся на судне «Оушн Вояджер» и оснащённой двумя глубоководными обитаемыми аппаратами «Jules» и «Jim». Обломки линкора находятся (30°43’N 129°04’E) на краю подводной скалы на глубине 340 метров, примерно в 290 км к юго-западу от Кюсю . Исследования, выполненные с помощью гидролокатора бокового обзора, показали, что обломки представляют собой 2 крупных фрагмента и множество мелких обломков и разнообразных предметов (боеприпасов и пр.), которыми усеяно дно в районе затопления. Носовая, меньшая по размерам, часть длиной около 90 метров лежит почти на ровном киле с небольшим наклоном на правый борт, отдельно от перевернувшейся вверх килем 170-метровой кормовой части. Результаты обследования обломков затонувшего линкора показали, что взрыв, ставший непосредственной причиной затопления, скорее всего, произошёл в орудийном погребе носовой возвышенной башни орудий главного калибра. При этом, что интересно, находящийся в непосредственной близости орудийный погреб второй носовой башни не сдетонировал и остался в целости. Состояние кормовой части судна указывает на то, что могла быть и (по крайней мере, частичная) детонация погреба кормовой башни орудий главного калибра.
Деревянное (тиковое) покрытие палубы не сохранилось. Обломки поражены коррозией и покрыты слоем ржавчины.
В ходе экспедиции с затонувшего корабля были подняты несколько артефактов (в частности, сигнальная дудка) .
В июле 2015 года группа депутатов японского Парламента от Либерально-демократической партии начала проводить собрания, на которых было выдвинуто и обсуждено предложение о поднятии обломков линкора с целью извлечения из них останков членов экипажа .
В мае 2016 года обломки были исследованы с помощью современных технологий, что подтвердило как ранее полученные данные, так и привело к получению новой информации. Так, было обнаружено много новых элементов корабля, в частности массивный гребной винт и отдельно расположенная башня орудий главного калибра. Видеозапись этого исследования продолжительностью 9 минут можно увидеть в в городе Куре . В этом музее установлена модель линкора в масштабе 1:10, а также образцы вооружения и боеприпасов, применявшихся на нем.