Петренко, Святослав Андреевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Константи́н Андре́евич Тренёв ( 21 мая [ 2 июня ] 1876 или 2 июня 1876 , Бакшеевка , Волчанский район — 19 мая 1945 , Москва ) — педагог, советский прозаик и драматург. Создатель первого в драматургии образа В. И. Ленина (1937). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Членом большевистской партии не был.
Родился в семье бывшего крепостного крестьянина Андрея Кирилловича Тренёва. В поисках «вольной земли» семья Тренёвых перебралась из Харьковской губернии в Область Войска Донского , где обосновалась на хуторе Мокрая Журавка , вблизи железнодорожной станции Миллерово .
Начальное образование получил в земской школе . В 1890—1893 годах учился в Донском окружном училище в станице Каменская , а по его окончании — в земледельческом училище под Харьковом .
Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896—1899), а потом — духовную академию в Петербурге . В 1901—1903 годах учился в Петербургском археологическом институте . Работал учителем. Коллежский асессор .
Первое произведение (очерк «На ярмарку») было опубликовано в 1898 году в газете «Донская речь». В 1903 году начал публиковаться в столичной прессе. В 1903—1904 годах становится во главе «Донской речи», издававшейся в Ростове-на-Дону. В статьях и фельетонах в «Донской речи» резко критиковал администрацию и духовенство (несмотря на то, что его тесть был священником ), часто выступал с театральными рецензиями. После закрытия в декабре 1905 года «Донской речи» активно сотрудничал в новочеркасской газете «Донская жизнь» .
Входил в руководство Донской организации Конституционно-демократической партии .
В 1909—1931 годах жил в Симферополе. Работал учителем в частной женской гимназии Валентины Станишевской. В 1911 году Тренёв отправил первое своё крупное произведение Максиму Горькому на Капри , и маститый писатель откликнулся на него тёплым отзывом, что повлияло на творчество Тренёва . В 1914 году стал членом Таврической учёной архивной комиссии (в 1923 году переизбран в члены её преемника — Таврического общества истории, археологии и этнографии) .
Первая книга рассказов журналиста Тренёва опубликована в Москве в 1915 году. В годы Гражданской войны находился в Крыму, рискуя быть арестованным и расстрелянным — и белым, и красным он казался чуждой фигурой, представителем противоположных сил. Переживания и впечатления Тренёва от этого периода легли в основу пьесы «Любовь Яровая» .
После установления советской власти работал в Крымском отделе народного образования, руководил редакционно-издательской частью Крымиздата .
Уже будучи известным писателем, в 1921 году прослушал курс на агрономическом факультете в крымском Таврическом университете .
В 1925 году историческую драму Тренёва «Пугачёвщина» поставил в Московском Художественном театре В. И. Немирович-Данченко . Спектакль принёс автору пьесы репутацию «родоначальника русской советской героической драмы».
В 1926 году во многих театрах СССР состоялась премьера самой известной пьесы Тренёва « Любовь Яровая », которая сразу обрела популярность и впоследствии ставилась много раз. В 1928 году к пьесе Тренёва обращался Большой драматический театр (режиссёр Б. М. Дмоховский) . В 1936 году пьесу поставил во МХАТе В. И. Немирович-Данченко . В 1937 году МХАТ показал этот спектакль на гастролях в Париже , приуроченных ко Всемирной выставке . Уже после смерти драматурга, в 1953 году режиссёр Ян Фрид снял спектакль на киностудии « Ленфильм ». Произведение демонстрировалось в советских кинотеатрах как фильм-спектакль и стало лидером проката 1953 года .
С 1916 года и до последних дней Максима Горького дружил и общался с писателем, испытал его литературное влияние. Первая их встреча состоялась в мае 1916 года в Мустамяки, летом 1916 года писатели встречались в Симферополе, в августе-сентябре 1917 года они жили на дачах в Коктебеле (Крым), а последняя встреча состоялась в мае 1936 года в Тессели (Крым), где Тренёв навестил Горького чтобы посоветоваться в связи с подготовкой по постановлению Совета народных комиссаров пьесы к 20-летию Октябрьской революции и созданием первого сценического образа В. И. Ленина . В 1937 году актёр в образе Ленина впервые вышел на подмостки — в спектакле «На берегу Невы» Малого театра по пьесе Константина Тренёва.
С 1931 года жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан , где проживал в Чистополе . Вошёл в «совет эвакуированных», занимавшийся неотложными нуждами писательской колонии, размещением эвакуированных в домах местных жителей, организацией столовой для одиноких литераторов, открытием детского сада .
Мария Белкина в книге «Скрещение судеб», посвящённой последним годам жизни Марины Цветаевой , пишет, что именно под давлением Тренёва Цветаевой за пять дней до её самоубийства было отказано в праве жить у знакомых в Чистополе, где ей обещали помочь найти работу.
Как отмечал Тренёв, работал он очень медленно, только для сбора исторического материала для нового литературного произведения у него уходил год .
10 мая 1945 года в «Литературной газете» была опубликована последняя статья Тренёва «Непобедимая мощь» .
Умер от болезни сердца 19 мая 1945 года в своём кабинете, в писательском доме в Лаврушинском переулке . Был отпет в храме Всех Скорбящих Радость на Ордынке . В большевистской партии никогда не состоял . Похоронен в Москве на участке № 1 Новодевичьего кладбища .
В память о советском драматурге в разных городах были названы сёла, районы, улицы, пароходы, школы его именем, установлены мемориальные доски и памятник: