Калуцков, Владимир Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Влади́мир Никола́евич Я́хонтов ( 15 ( 27 ) ноября 1899 , Седлец , Царство Польское — 16 июля 1945 , Москва ) — русский советский артист эстрады , чтец, актёр, мастер художественного слова. Создатель жанра « театр одного актёра ».
Родился в Польше в семье контролёра акцизного управления. Детские годы провёл в Городце , где учился в начальном училище. После семейной трагедии уехал с отцом в Нижний Новгород , к дедушке, который был протоиереем ярмарочного собора . Окончил Дворянский институт имени Императора Александра II в Нижнем Новгороде, где играл в любительских спектаклях. В 1918 году поступил во 2-ю Студию МХТ , спустя год перешёл к Е. Б. Вахтангову в 3-ю Студию. Учителями были Станиславский , Качалов , Москвин , Книппер-Чехова . В 1920-е годы жил на Кузнецком Мосту в доходном доме Гагарина .
В 1924 — 1926 годах — актёр Театра имени Мейерхольда . Сыграв роль барона Файервари в спектакле «Учитель Бубус» А. Файко , навсегда ушёл из театра. Встреча с в 1921 году определила его дальнейшую судьбу: Попова стала спутником его жизни, режиссёром и художником моноспектаклей , соавтором литературно-сценических программ.
В 1927 году с режиссёрами Поповой-Яхонтовой, С. И. Владимирским, музыкантами М. Цветаевым и Е. Лойтер создал эстрадный театр одного актёра «Современник», который просуществовал до 1935 года .
Вместе с Юрием Левитаном вёл репортаж с Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.
Покончил жизнь самоубийством , выбросившись из окна своей квартиры на седьмом этаже в « доходном доме Бабанина » в Климентовском переулке , о причинах самоубийства существуют разные мнения. По воспоминаниям Надежды Мандельштам , «Яхонтов выбросился из окна в припадке страха, что идут его арестовывать».
Писатель Лев Друскин , считавший Яхонтова одним из главных своих учителей, описывал это несколько иначе: «Финал его жизни был ужасен. Он почувствовал признаки приближающегося безумия и бросился в лестничный пролёт, как Гаршин » .
С 1922 года Яхонтов начинает выступать на эстраде с чтением стихов А. С. Пушкина , А. А. Блока , В. В. Маяковского .
В 1924 году исполнил первую художественную композицию- моноспектакль «На смерть Ленина». Яхонтов был и исполнителем и автором. Композиция состояла из фрагментов произведений художественной литературы, газетных статей, историко-революционных документов, писем, мемуаров, объединённых логикой единого замысла. Яхонтов искал формы сочетания художественного слова с искусством театра. Композиции стали особой формой осмысления современности.
«Речь должна звучать, как стихи» — творческое кредо Яхонтова.
В разное время репертуар Яхонтова составляли
Яхонтов был первым исполнителем поэм Маяковского «Человек», «Война и мир», «Облако в штанах», «Люблю», «Про это на эстраде». В 1931 году он выступил с композицией «Вечера Маяковского».
В годы Великой Отечественной войны Яхонтовым были созданы лирико - эпические композиции
Фрагменты из произведений Б. Горбатова , В. Гроссмана , О. Берггольц , проза Толстого , стихи Пушкина в сочетании с музыкой Баха , Бетховена , Листа , Рахманинова , Шостаковича составили композицию «Тост за жизнь» (1944).
Яхонтов был ярчайшим представителем искусства художественного слова, одним из создателей литературно-эстрадного жанра называемого « », широко популярного в самодеятельном клубном искусстве. Основным приёмом артиста является компоновка литературного материала на определённую тему по принципу усиления яркости звуковых сочетаний и театральной подачи. Яхонтов пользуется приемами сценического искусства, декорации, аксессуары, в одиночку разыгрывая театральное представление.
«Интеллектуальность и творческая культура, мастерство сценического жеста, музыкальный голос, чувство ритма, умелое использование деталей костюма, бутафории определили своеобразие исполнительского стиля Яхонтова» (Е. Дубнова).
На Первом Всесоюзном конкурсе мастеров художественного слова в 1937 году Яхонтову была присуждена первая премия.
Маяковскому больше всего нравилось, как его стихи читал Яхонтов.
В Москве