Бразевич, Александр Вячеславович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Вячеславович Оссовский ( 19 [31] марта 1871 , Кишинёв — 31 июля 1957 , Ленинград ) — русский и советский музыковед и музыкальный критик, ученик Н. А. Римского-Корсакова , друг и коллега А. К. Глазунова , А. И. Зилоти и С. В. Рахманинова .
Принадлежит плеяде крупных деятелей музыкального искусства. Заслуженный деятель искусств РСФСР (21.02.1938), доктор искусствоведения (1943), член-корреспондент АН СССР (1943). Член ВКП(б) с 1945 года.
Родился 19 ( 31 ) марта 1871 года в семье Вячеслава Степановича Оссовского ( действительный статский советник , служил председателем департамента в судебной палате Одессы ) и Евгении Никифоровны (урождённой Черкуновой). Приходился двоюродным братом Н. Н. Вилинскому и К. Г. Держинской .
Окончил юридический факультет Московского университета (1893). После окончания университета служил в Министерстве юстиции в Санкт-Петербурге.
В 1896—1898 годах учился в Петербургской консерватории ; в 1900—1902 годах занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова . Посещая музыкальные «среды» Корсаковых и тесно сотрудничая с членами так называемого « Беляевского кружка », Оссовский подружился с многими видными музыкантами участвовал в программах концертов А. И. Зилоти . Начиная с 1894 года Оссовский заявил о себе как талантливый, неординарный и плодовитый музыкальный критик и музыковед: дебютировал в « Русской музыкальной газете » и журнале « Артист »; печатался в «Известиях С.-Петербургского общества музыкальных собраний», газете «Слово», журнале « Аполлон » (Оссовскому принадлежит псевдоним — О.В-в).
А. В. Оссовский — современник и друг С. В. Рахманинова , о котором оставил уникальные воспоминания.
Пользуясь авторитетом в музыкальных кругах, Оссовский помогал талантливым молодым музыкантам. В 1911 году он обратился с письмом к издателю Б. П. Юргенсону в поддержку начинающего композитора Сергея Прокофьева , с которым в результате Юргенсон заключил контракт. Также по просьбе Оссовского в 1911 году Рахманинов прослушал молодую певицу Ксению Держинскую , что сыграло значительную роль в становлении её оперной карьеры.
А. В. Оссовский был одним из организаторов и главным редактором журнала « Музыкальный современник » (1915—1917). В дореволюционные годы он входил в редакционный совет Российского музыкального издательства , способствуя на этом посту изданиям современных русских композиторов.
В 1915—1918 годах читал лекции в Петербургской консерватории. В 1918—1921 годах жил и работал в Одессе и Киеве в связи с обстановкой в Петрограде после революции и во время гражданской войны . Затем вернулся в Петроград. В 1921—1923 годах преподавал в Петроградском университете , в 1921—1952 годах был профессором Ленинградской консерватории (читал курс истории музыки). С 1937 года — заместитель директора по научной части, в 1943—1952 годах — директор Ленинградского научно-исследовательского института театра и музыки. В 1923—1925 гг. — директор, а в 1933—1936 — художественный руководитель Ленинградской филармонии . В 1931—1933 годах работал в Эрмитаже .
Оссовский известен как глубокий исследователь русской музыкальной эстетики XVIII века , творчества М. И. Глинки , А. К. Глазунова , Н. А. Римского-Корсакова. Одним из первых в России осветил творчество И. С. Баха , А. Вивальди , А. Корелли , Ж. Ф. Рамо , также опубликовал ряд статей о музыке Вагнера в России и другие музыкально-критические статьи. Среди музыкальных сочинений Оссовского — романсы и переложения произведений Берлиоза и Гуно .
Оссовский скончался 31 июля 1957 года , похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге . Книгу о его жизни и творчестве опубликовала в 1960 году его ученица Е. Ф. Бронфин .