Эрролл Гарнер был пятым ребёнком в семье. Его отец играл на
саксофоне
и
гитаре
. Мать была учителем музыки
, пела и музицировала на
фортепиано
. Оба родителя владели музыкальным магазином
. Старший брат
был
трубачом
,
пианистом
и
аранжировщиком
. Остальные братья и сестры также владели музыкальными инструментами
.
Интерес к музыке проявлял в очень раннем возрасте. В три года Эрролл уже двумя руками сразу подбирает на пианино мелодии
с пластинок. Затем увлекается игрой на
трубе
.
В шестилетнем возрасте он уже даёт домашние концерты
[
источник не указан 988 дней
]
. В семь лет впервые выступает на радио
. У юного пианиста появляются первые поклонники
таланта
. В школьный период в течение короткого времени берёт уроки у некой миссис Алекзандер (среди её учеников были также «Додо» Мармароза, Билли Стрэйхорн, Мэри Лу Уильямс)
[
источник не указан 988 дней
]
. Однако из-за нежелания обучаться
нотной грамоте
систематического музыкального
образования
не получает. Учительница музыки, приглашённая матерью, встретила упорное нежелание мальчика образовываться
. Профессор, которому мать показала своего юного самородка, сказал, что Эрроллу вовсе не обязательно знать нотную грамоту
[
источник не указан 988 дней
]
.
Поэтому Гарнер сразу переходит к стадии
и композиции.
Начало карьеры
Профессиональную карьеру пианиста начал очень рано. В 10 лет уже играл на местном радио в составе группы под названием «Конфетная Детвора» (
англ.
Kan-D-Kids
)
. В 11 лет выступал в местных клубах и на прогулочных пароходах. Ему приходилось играть в перерывах между передачами на местной радиостанции, выступать в
Питтсбургской
капелле
и во время театральных представлений
[
источник не указан 988 дней
]
.
Затем в
1944 году
перебрался в
Нью-Йорк
, где выступал на 52-й улице в составе различных ансамблей по ангажементам в барах и клубах «Тондэлэйо», «Three Deuces»
(позднее преимущественно как соло-пианист) и получил признание многих музыкантов и любителей джаза. В заведения где играл музыкант часто приходили послушать его игру такие известные люди, как
Роберт Сильвестр
,
и
. Сотрудничал с дуэтом
(«Слима» Гейларда и «Слэма» Стюарта)
.
В Нью-Йорке фирма «
» предлагает Гарнеру записать пластинки, которые чётко фиксируют характерную манеру игры: слегка отстающий ритм, когда правая рука словно «волочится» за левой, уместно при этом «задевая» попутно соседние клавиши
[
источник не указан 988 дней
]
. Известный американский джазовый критик
так описывал свои впечатления о музыканте:
Популярность пришла после выступлений в
Калифорнии
. Первая сольная пластинка молодого пианиста «Лаура» была принята любителями джаза «на ура»
: тираж составил 500 000 экземпляров
и быстро разошёлся.
Тогда же у Эрролла Гарнера вошло в привычку бывать в апартаментах известной художницы Инес Кэвено, где он часто играл и аккомпанировал. Инес впоследствии рассказывала, что как-то Гарнер долго просидел, уставившись на свет настольной лампы и, находясь под этим впечатлением, написал композицию, назвав её «Lamplight»
. Часто идеи его пьес рождались как реакция на что-либо (например, предмет, сцена и т. п.).
В те годы Эрролл Гарнер окончательно отдаёт предпочтение трио как наиболее оптимальному, с его точки зрения, музыкальному составу. С трио он в
1948 году
отправляется выступать на фестиваль в
Париж
, где в аэропорту его самолёт встречает уже восхищённая им европейская публика.
На олимпе славы
В начале 50-х годов начинается стремительное восхождение пианиста на олимп славы. Жизнь музыканта превращается в бесконечные гастроли, концерты в клубах, на телевидении (в том числе и с
симфоническими оркестрами
), и записи дисков в
студиях
.
Наибольший успех принесли
альбом
1956 года
(продано более миллиона экземпляров, перепечатан в СССР) и баллада
Misty
, написанная им в
1954
во время перелета из
Чикаго
в
Нью-Йорк
в сырой пасмурный день и ставшая очень популярной в
1959
.
«Везде, где он выступает — в
Карнеги-холл
или в интимном
кабаре
, — Гарнер заливается мелким смехом, закатывает глаза, закидывает голову, могучими плечами и большими, охватывающими по две
октавы
руками, дирижирует своим
оркестром
, то есть самим собой… На эстраде или в студии звукозаписи Гарнер играет с таким остервенением, словно выступает последний раз в жизни»
— писал
.
Он автор ряда известных джазовых пьес, таких как «Misty», «Dreamy», «Mambo Erroll», «Play Piano Play», «That’s My Kick», «Moment’s Delight», «Passing Through», «Up In Errol’s Room», «Feeling Is Believing», «Mambo Carmell, Erroll’s Theme» и многих других.
Участниками трио Эролла Гарнера в разное время были басисты
,
,
,
,
,
; барабанщики
,
,
Джо Харрис
,
,
и другие.
В
1965
Эрролл Гарнер написал музыку к кинофильму «
». Затем гастролировал в
Латинской Америке
и
Азии
, появлялся во многих
телешоу
, участвовал в благотворительных акциях (например, в передачах
Евровидения
в пользу детей-инвалидов).
Кроме того, Эрролл Гарнер был выдающимся
шоуменом
. Он никогда не отказывался от развлекательной функции своей игры на рояле, стремился доставить удовольствие — и себе, и слушателям. По этому поводу Гарнер как-то говорил
:
«Мне нравилось играть определённые темы из-за их мелодий. С какой стати я должен был делать эти мелодии неузнаваемыми? Надо сказать, что большинство современных музыкантов просто не учитывают желания людей. Они забывают о том, что они сами люди, и превращаются в отшельников от искусства».
И далее добавлял
:
«Для меня
концертный зал
— не что иное как большая комната, в которой собрались мои друзья».
«Эрролл отыграл тринадцать номеров — в среднем по 6 минут каждый — без репетиций и дублей. Даже учитывая получасовую паузу на кофе, мы закончили на 75 минут раньше, чем обычно во время стандартной студийной
, но Эрролл записал в этот промежуток целых 80 минут музыки вместо обычных 10 — 12. Его исполнение, по общему мнению, улучшить было невозможно. Единственное, что он попросил, — включить воспроизведение, но, прослушав несколько
хорусов
, делал нетерпеливый жест: прокручивайте дальше».
Стиль пианиста
Стиль
Гарнера (сложившийся к середине 40-х годов) совершенно уникален и неповторим. Активный
аккордовый
аккомпанемент
в левой руке (напоминающий гитарную технику), по отношению к которому смещались
акценты
мелодической линии правой, — создавало незабываемый эффект сильного
ритмического
напряжения. Гарнер, таким образом, как бы утяжелял
свинг
, одновременно насыщая свою игру множеством оттенков и
мелизмов
. Его
октавная
беглость, обрамлённая контрастной игрой левой руки, вызывала у слушателей ощущение игры сразу на двух
роялях
.
«Хотя Гарнер и является представителем современного
джаза
, его стиль весьма отличен от
бопа
. Он выработал своё собственное характерное звучание, деля четыре бита левой рукой, подобно гитаре. Он часто работает с трио, используя бас и ударные, но отлично может играть один и при этом не терять своего неподражаемого бита. Мне нравится его манера игры по ряду причин, и прежде всего потому, что его стиль действительно оригинален и содержит в себе больше чувства, чем у любого другого джазового пианиста, которого я могу припомнить. Для меня Гарнер — это
Билли Холидей
от рояля»
, — говорила известная джазовая пианистка и композитор
Мэри Лу Уильямс
Известный специалист по
джазу
, немецкий
исследователь музыки
в своей многократно переиздававшейся «Книге о джазе» построил
генеалогическое
дерево джазовых
пианистов
, проследил взаимосвязи и взаимовлияния в истории развития джазового фортепиано. Эрролл Гарнер не вписался не в одно из направлений по предложенной немецким
музыковедом
классификации. Творчество Гарнера всегда отличалось особой индивидуальностью и не позволяло связать его с каким-либо одним конкретным направлением в джазе. Оно не поддаётся формальной классификации (подобно стилям
Эллингтона
,
Монка
), не укладывается в рамки отдельных направлений, хотя и связано со многими из них. В его игре обнаруживаются элементы, идущие от
регтайма
и
страйд
-пиано, классического
блюзового
пианизма, гарлемского джампа и раннего фортепианного
свинга
, отчасти от
бибопа
и
кул-джаза
. Причем все эти разнородные стилевые элементы и влияния у Гарнера выступают в единстве, одухотворенном его самобытной личностью, темпераментом, природным творческим даром, ярко индивидуальным образом мышления и чувствования (весьма близком по типу к
фольклорному
мироощущению, что позволяет провести параллель с
Луи Армстронгом
).
Несмотря на попытки подражания гарнеровской манере, никому из его многочисленных последователей и эпигонов не удалось по-настоящему овладеть ею, создать её полноценный эквивалент.
В широком смысле Гарнера принято считать представителем
мейнстрима
— он сумел в законченной совершенной форме соединить идеи олд-тайм-джаза, свинга и современных стилей, сохраняя опору на классические традиции (в сущности, он традиционалист в сфере мейнстрима).
В статье журнала «
», посвящённой Эрролу Гарнеру, обозреватель Анна Аладова задаёт сама себе вопрос
:
«На формирование его исполнительской манеры, кроме джазменов, повлияли, вероятно, и виртуозы-классики:
Ференц Лист
,
Клод Дебюсси
,
Сергей Рахманинов
. Кое-что Гарнер, может быть, перенёс в свою игру из воспоминаний: например,
бит
в левой руке — из практики музицирования на
тубе
,
тремоло
в правой — из звучания старых пластинок, услышанных в детстве. Впрочем, разъять на составляющие неорганизованное творческое сознание интуита-самоучки невозможно. В истории джаза Эрролл Гарнер — величина самодостаточная, и гораздо разумнее, наверное, оценить собственное влияние пианиста на музыкантов, вдохновлённых его самобытностью. А поскольку записей музыки Гарнера за весь период его творческой деятельности (до 1975 года) было сделано великое множество, то влияние это ещё долго не иссякнет. И немало джазменов будут начинать свою карьеру с подражания роскошному гарнеровскому пианизму».
Эрролл Гарнер вел холостяцкий образ жизни и был довольно равнодушен к обществу женщин. У него была собака, за которой он трепетно ухаживал. Вся его личная жизнь — это история гения-одиночки, рассеянного, с неустроенным бытом, капризного. Один из его капризов: участники трио должны были всегда выступать в костюмах. Это стесняло музыкантов, и басист
жаловался, что трудно
свинговать
на
контрабасе
в смокинге. Однако для Гарнера вполне естественно носить неудобные наряды. На концерты он берет с собой несколько костюмов, рубашек, галстуков, 4-5 полотенец (у него была удивительная способность вытирать лицо левой рукой, не прекращая игры), несколько бутылок прохладительных напитков и… телефонную книгу
Манхэттена
: ни одна подушечка для фортепианных стульев не подходит ему лучше .
Его выступления — всегда сюрприз. Он никогда ничего не планировал. Его руки — каждая по отдельности — имели собственный характер и могли играть в разном
темпе
. Гарнер, родившись не правшой и не левшой, мог расписываться обеими руками. На концертах он никогда ничего не говорил. Своих музыкантов Гарнер рассаживал так, чтобы хорошо их видеть и чтобы они видели его: басиста — слева (там ему удобнее наблюдать за левой рукой Гарнера), а
ударника
— справа. Если в конце пьесы Эрролл делал короткий восходящий
пассаж
, значит, пришло время перерыва. О том, какая пьеса будет звучать,
ритм-группа
узнавала из длинных вступительных фортепианных
соло
: пианист не любил сразу начинать
тему
.
Библиография
Фейертаг В. Б. Джаз. XX век. Энциклопедический справочник. — Спб.: «СКИФИЯ», 2001, с.101.
ISBN 5-94063-018-9
Ньютон Ф. Джазовая сцена.— Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2007, с.101.
ISBN 5-94087-308-1
Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.— Leipzig, 1980, с.217 — 218.
Примечания
↑
Richard Bardolph.
. — Negro Universities Press, 1971. — С. 298. — 388 с. —
ISBN 9780837151830
.
Ross Porter.
. — McClelland & Stewart, 2008. — 248 с. —
ISBN 1551992477
.
13 июня 2021 года.
Martin T. Williams, Ira Gitler.
The Smithsonian Collection of Classic Jazz. — Smithsonian Collection of Recordings, 1997. — С. 96. — 119 с.
↑
Everett Jenkins.
. — McFarland & Company, 1996. — С.
. — 628 с. —
ISBN 9780786408351
.
Jack Litchfield.
. — University of Toronto Press, 1982. — С. 303. — 945 с. —
ISBN 9780802024480
.
Musicians & Composers of the 20th Century: Paul Desmond-Joan Jett / Alfred William Cramer. — Salem Press, 2009. — С. 482. — 1 804 с. —
ISBN 9781587655142
.
Erroll Garner: Discography Update
(англ.)
// Journal of Jazz Studies. — Rutgers Institute of Jazz Studies, 1979. —
Vol. 6
. —
P. 64
.
Ken Vail.
Bird's Diary: The Life of Charlie Parker, 1945-1955. — Castle Communications, 1996. — С. 22. — 175 с. —
ISBN 9781860741326
.
Erroll Garner: Discography Update, С. 75
The Record Changer / Bill Grauer, Gordon Gullickson. — G. Gullickson, 1948. — Т. 7. — С. 9.
Rashida K. Braggs.
. — University of California Press, 2016. — С. 112. — 261 с. —
ISBN 9780520279346
.
Michael Warren Williams.
. — Marshall Cavendish Corporation, 1993. — С. 641. — 1818 с.
Braggs, С. 94
↑
Шапиро Н. Послушай, что я тебе расскажу…История джаза, рассказанная людьми, которые её создавали.— Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2006, с.301-303.
ISBN 5-94087-307-3
slovari.yandex.ru/dict/jazz_xx/article/JAZZ/jazz-171.htm — Энциклопедический справочник «Джаз. XX век»
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 26 мая 2008.
9 декабря 2007 года.