Аксельрод, Павел Борисович
- 1 year ago
- 0
- 0
Па́вел Бори́сович (Богдасарович) Луспека́ев ( 20 апреля 1927 , Большие Салы , Ростовская область — 17 апреля 1970 , Москва ) — советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1965), Лауреат Государственной премии России (1997, за художественный фильм « Белое солнце пустыни », посмертно ). Участник Великой Отечественной войны .
Родился 20 апреля 1927 года в селе Большие Салы Мясниковского района Северо-Кавказского края (ныне — в Ростовской области ). Отец — Богдасар Гукасович Луспекян — был родом из донских армян (из села Большие Салы ), работал мясником; мать Серафима Авраамовна Ковалева — донская казачка . В 1941 году поступил в Луганское ремесленное училище, позднее вместе с ним эвакуировался во Фрунзе , работал слесарем на заводе. При переезде в Луганск сменил фамилию с Луспекян на Луспекаев .
В 1943 году шестнадцатилетним подростком ушёл добровольцем на фронт. Попал в один из партизанских отрядов, неоднократно участвовал в боевых операциях в составе партизанской разведгруппы («опергруппа 00134»). Во время одного из боёв был тяжело ранен в руку разрывной пулей, которая раздробила локтевой сустав . Был отправлен в Саратовский военный госпиталь, где срочно начали готовить к ампутации руки. Усилием воли выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации . Руку удалось спасти. После выздоровления был определён на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта . В 1944 году, демобилизовавшись из армии, переехал в Ворошиловград (ныне Луганск ).
После войны устроился в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра. В 1946 году поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (курс К. А. Зубова ), где заметно выделялся среди сокурсников; по предмету «актёрское мастерство» педагоги неизменно ставили ему «отлично».
Во время учёбы познакомился со студенткой Иннесой Александровной Кирилловой, которая училась на два курса старше его. Вскоре они поженились, и у них родилась дочь Лариса.
После окончания Щепкинского училища в 1950 году Луспекаев с семьёй переехал в Тбилиси , где играл на сцене Тбилисского русского драматического театра имени Александра Грибоедова . В 1957 году Луспекаевы перебираются в Киев , где он играл на сцене Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки а через два года оседают в Ленинграде .
С 1959 года Луспекаев — актёр Большого драматического театра имени Максима Горького .
В 1962 году вскоре после окончания съёмок фильма « Капроновые сети » актёра положили в больницу. Во время войны в одном из разведывательных рейдов Павлу пришлось четыре часа неподвижно пролежать на снегу, и он сильно обморозил ноги . С тех пор кровообращение в ногах нарушилось, и уже в 26 лет у Луспекаева развился атеросклероз сосудов ног. Теперь же старая болезнь обострилась. Ему были сделаны две операции: сначала на носоглотке, а затем на ногах — ампутировали некоторые фаланги пальцев на ногах. 1 марта 1965 года официально вышел на пенсию по инвалидности.
В 1966 году в самый разгар съёмок в фильме « Республика ШКИД » у Луспекаева вновь обострилась болезнь. Актёра снова положили в больницу. Врачи настаивали на ампутации обеих ног до колен. Однако это поставило бы крест на Луспекаеве как на актёре. Лишь когда стало ясно, что выхода нет, а промедление грозит гибелью, Луспекаев согласился на опасный компромисс: на ампутацию пальцев ног. После этого его стала невыносимо мучить фантомная боль . По рекомендации врачей он стал принимать сильнодействующий болеутоляющий наркотик — пантопон . Когда доза дошла до шестнадцати ампул в день, Луспекаев твёрдо решил, что от этой зависимости надо избавиться. Чтобы как-то отвлечь себя, Луспекаев попросил жену принести ему мешок подсолнечных семечек. Однако это помогло незначительно. Неделю актёр находился в полубессознательном состоянии, отказывался от пищи. Большую помощь Луспекаеву оказала министр культуры Екатерина Фурцева . Когда до неё дошли слухи о страдающем от болей актёре-самородке, который несмотря на это снимается в кино, министр распорядилась раздобыть для Луспекаева нужные лекарства за границей, а также протезы из Франции . В своём дневнике актёр тщательно записывал часы, а потом дни, прожитые без наркотиков. Когда наконец Луспекаев ощутил, что освободился от наркотической зависимости, первое за что он взялся, — начал рисовать себе эскизы протезов .
Болезнь актёра прогрессировала, ему было сделано несколько операций. В 1967 году, на фоне обострившейся болезни, Луспекаев написал заявление об уходе из БДТ по состоянию здоровья .
В 1969 году во время съёмок фильма « Белое солнце пустыни » здоровье Павла Луспекаева ухудшилось. Его жена носила с собой маленький складной стул, так как актёр вынужден был отдыхать через каждые двадцать шагов.
Павел Луспекаев скончался 17 апреля 1970 года от разрыва аневризмы аорты в гостинице «Минск» в Москве, не дожив всего трёх дней до своего 43-летия.
Большой драматический театр Ленинграда отказался его хоронить, сославшись на то, что актёр у них не работает. Траурные хлопоты взял на себя « Ленфильм » . Актёр умер накануне столетия со дня рождения В. И. Ленина . По Союзу было объявлено всенародное празднование, а траур никак не вписывался в график торжественных мероприятий. Организаторы похорон не знали, где устроить гражданскую панихиду . Тело Луспекаева перевезли в Ленинград и похоронили на Северном кладбище . На его могиле петербургские таможенники, которые называют Луспекаева главнейшим таможенником России, поставили памятник с надписью: «С поклоном от таможенников Северо-Запада» .
В 1944 году Павел был зачислен в труппу Ворошиловградского областного русского драматического театра . В течение двух лет, пока там находился, сыграл несколько ролей, среди которых самыми заметными были: Алёшка ( «На дне» М. Горького ) и Людвиг ( К. М. Симонова ).
С 1950 по 1957 годы играл на сцене . Первый выход Луспекаева на сцену театра состоялся 3 ноября в роли Мартына Кандыбы в спектакле по пьесе А. Корнейчука . После этого роли последовали одна за другой. Уже тогда репертуар молодого актёра был значительный и необычайно разнообразный: Вожеватов ( «Бесприданница» , А. Н. Островского , 1951 ), Борейко ( , А. Н. Степанова ), Хлестаков ( «Ревизор» , Н. В. Гоголя , 1952), Тригорин ( «Чайка» , А. П. Чехова ), Алексей ( , В. В. Вишневского , 1953), Шок ( , Ц. С. Солодаря , 1955).
В 1954 году состоялся кинодебют Луспекаева. Он сыграл Бориса в фильме режиссёра Н. Санишвили . А в 1955 году он снялся в «Тайне двух океанов» режиссёра К. Пипинашвили . Однако, несмотря на то, что картина имела большой успех у зрителей, роль Карцева , колоритно исполненная Луспекаевым, так и осталась незамеченной. [ источник не указан 3120 дней ]
С 1957 по 1959 годы по приглашению Л. В. Варпаховского П. Луспекаев работал в киевском Театре русской драмы имени Леси Украинки . Там он с успехом дебютировал в пьесе А. А. Крона в роли Бакланова . Эта роль буквально поразила театральный Киев. Актёр был настолько органичен в ней, что и зрители, и критики оказались одинаково восхищены его игрой. [ источник не указан 3120 дней ]
В 1959 году по совету К. Ю. Лаврова приехал в Ленинград и был принят Г. А. Товстоноговым в труппу Большого драматического театра . На сцене БДТ Павел Луспекаев дебютировал в роли Егора Черкуна в М. Горького . Своей игрой он завоевал самые горячие симпатии ленинградцев. Самыми заметными были роли Галлена ( , 1961), Бонара ( , 1961), Нагульнова ( , 1964). В 1965 году Луспекаев покинул БДТ из-за разногласий с руководством [ каких? ] и болезни ног.
В 1962 году Луспекаев получил роль шофёра Степана в фильме Геннадия Полоки и Левана Шенгелия «Капроновые сети» . Эта роль помогла Луспекаеву раскрыть всю мощь своего таланта. [ источник не указан 3120 дней ] Так как вскоре после окончания съёмок актёра положили в больницу, роль Луспекаева в «Капроновых сетях» озвучивал Леонид Галлис .
В 1966 году актёр снялся в фильме Г. И. Полоки «Республика ШКИД» в роли КостАлМеда . Первоначально предполагалось снять две серии, причём Луспекаеву отводилась одна из главных ролей. Его герой должен был пережить массу различных историй, среди которых была и тайная любовь к преподавательнице ЭлАнЛюм , трогательная дружба со шкидовцем Савушкой . Однако болезнь помешала Луспекаеву завершить роль, она осталась буквально в нескольких кадрах. Поэтому интерес, проявленный к КостАлМеду критиками и зрителями на Всесоюзном кинофестивале , проходившем в Ленинграде в 1968 году, оказался для Луспекаева неожиданным. [ источник не указан 3120 дней ]
Последняя роль Луспекаева в кино — Ивана Артамонова, человека, ищущего могилу погибшего на войне сына — состоялась в телефильме « Такая длинная, длинная дорога... »; выход фильма задержали из-за цензуры — в первой сцене фильма герой Луспекаева пьёт пиво в Ленинграде у Таврического сада и размышляет вслух. Сцену с намёком на матерный юмор вырезали, а выход фильма на телеэкраны задержали до 1972 года, уже после его смерти.
В конце 1969 года киностудия « Беларусьфильм » приступила к съёмкам художественного фильма «Вся королевская рать» . На главную роль губернатора Вилли Старка был приглашён Луспекаев. Однако всю роль ему сыграть не довелось. Он скончался, когда было отснято около тридцати процентов фильма. В итоге они были пересняты с новым исполнителем — Г. Жжёновым .
1950 - 1955 годы:
Большой драматический театр имени М. Горького
Главной работой Луспекаева за всю его творческую карьеру стала роль, предложенная ему режиссёром Владимиром Мотылём в июле 1968 года, — роль таможенника Павла Верещагина в «Белом солнце пустыни». Поначалу он отказался, но потом согласился при условии, что у него не будет дублёров . Также Луспекаев на корню отверг идею Мотыля с костылями для своего героя. Он показал режиссёру чертёж металлических упоров, которые, будучи вделаны в сапоги, позволят ему передвигаться без палки. Съёмки фильма начались в августе 1968 года. В оригинальном сценарии роль Верещагина была незначительной, однако во время съёмки она значительно расширилась за счёт сцен, полностью построенных на импровизации. Связь между актёром и его героем была настолько сильной, что съёмочная группа начала называть Верещагина Паша (Павел), хотя по сценарию персонажа звали Александр.
После выхода картины на Луспекаева обрушился триумф, его узнавали на улице, о нём, о его игре и актёрском таланте писали журналы и газеты. Так, например, мартовский номер «Советского экрана» за 1970 год писал:
Играет Верещагина… актёр редкой и сильной индивидуальности… Луспекаев сумел показать его трогательное простосердечие, наивность, незащищённость.
До этого Луспекаев как киноактёр был малоизвестен, а его работы в кино, за редким исключением, носили характер случайный, кратковременный и эпизодический. Режиссёры считали Луспекаева чисто театральным актёром, поэтому если и приглашали его на роль, то ограничивались либо ролями второго плана, либо эпизодами. Да и сам Луспекаев ролям в кино предпочитал роли в театре и многие свои киноопыты не любил. [ источник не указан 3120 дней ] После премьеры «Белого солнца пустыни» в марте 1970 года на Луспекаева обрушилась всесоюзная слава и предложения о съёмках в других картинах, однако воспользоваться ими он не смог, в апреле того же года актёр скончался во время съёмок в следующем фильме.