Церковные соборы XX века
- 1 year ago
- 0
- 0
Мака́рьевские собо́ры — Поместные соборы Русской церкви , созванные митрополитом Московским Макарием в 1547 и 1549 годах с целью канонизации русских святых . По этой причине период Макарьевских соборов называют «эпохой новых чудотворцев» . По мнению церковного историка Антона Карташёва , митрополит Макарий созвал эти Соборы с целью канонизации русских святых, исходя из понимания «особого положения русской церкви во Вселенной» и «свершившегося факта политического объединения Руси» .
Макарьевские соборы окончательно сформировали порядок канонизации святых по соборному решению епископов и с санкции предстоятеля церкви . Изначально исследователи считали, что данные Соборы только закрепили богослужебное празднование святым, бывшим до этого местночтимыми , в общецерковном масштабе . Мнение, что Соборы совершали канонизацию ряда святых, имеется у митрополита Макария (Булгакова) , но впервые о том, что они имели своей целью только канонизацию святых, написал Ключевский . Современные исследователи считают, что данные Соборы были скорее литургическими, чем канонизационными, — то есть, имели своей целью не прославление новых святых, так как их почитание известно и в дособорный период, а систематизацию агиографии данных святых и утверждение их гимнографии .
Собор 1547 года был открыт 26 февраля в неделю Торжества православия . Поимённый список прославленных на Соборе святых известен из соборного указа о праздновании святым. Он сохранился в трёх списках, заметно различающихся между собой (число канонизированных святых меняется от 11 до 14 в отношении общецерковных святых, число местночтимых во всех списках одинаковое — 9). По исследованию историка Евгения Голубинского , Собором были канонизированы следующие святые :
Общецерковные святые | Местночтимые святые | |
---|---|---|
Общие во всех списках Указа |
|
|
Указанные в различных редакциях Указа |
Все прославленные данным Собором к общецерковному почитанию святые именуются чудотворцами , при этом Иона, Иоанн, Пафнутий и Макарий названы великими чудотворцами, а остальные новыми. Особо в деянии отмечено, что канонизация Александра Невского состоялась «со всяцем испытанием о чудесех, бывающих от честныя раки » .
Деяние Собора 1549 года не сохранилось. О нём известно из речи царя Ивана IV к Стоглавому собору 1551 года , а список канонизированных лиц определён Е.Е. Голубинским на основании сличения полного перечня канонизированных Макарием святых с указом Собора 1547 года. Поскольку данный Собор не разделял святых на общецерковных и местночтимых, то исследователи выделяют среди 16 канонизированных на нём святых тех, кто уже имел местное почитание и новых.
Имевшие статус местночтимых | Новопрославленные святые |
---|---|
В память о канонизации святых на Макарьевских соборах установлен соборный праздник Собор Российских чудотворцев, прославленных святителем Макарием в 1547 и 1549 гг. . После канонизации святых на Макарьевских соборах монахом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря Григорием была составлена служба в которой соборно прославлялись все русские святые. В каноне после перечисления имен всероссийских святых, прославленных ещё прежде, следуют имена святых, канонизированных на Соборах 1547 и 1549 гг. Жития прославленных святых вошли во вторую и третью редакции Великих Четьих-Миней — Успенский и Царский списки.
Празднование собору совершается 16 (29) июля на следующий день после памяти святого равноапостольного князя Владимира .