Вайс, Тобиас
- 1 year ago
- 0
- 0
Бернхард Вайс ( нем. Bernhard Weiß ) ( 20 июня 1827 , Кёнигсберг — 14 января 1918 , Берлин ) — немецкий протестантский исследователь Нового Завета .
Сын кёнигсбергского пастора. Учился в университетах Кёнигсберга , Галле и Берлина . Был профессором экзегетики Нового Завета в Кёнигсберге (с 1852), Киле (с 1863) и Берлине (1877—1903). В. пытался занять среднюю позицию между противоборствующими школами, но в большей степени примыкал к либеральной теологии . В вопросе исагогики Нового Завета он придерживался сравнительно консервативных взглядов, отдавая предпочтение Евангелию от Марка как древнейшему и достоверному свидетельству о Христе . Сам Вайс датировал его 67 годом .
В своём «Учебнике библейского богословия Нового Завета» ( нем. Lehrbuch der biblischen Theologie des Neuen Testaments , B., 1868) Вайс предпринял попытку выделить обособленные темы: учение Иисуса, учение первоапостольской Церкви, учение Павла , послепавловское учение. Он подчеркивал дистанцию, к-рая отделяла учение Иисуса от веры первых христиан, для которых центром всего была крестная смерть и Воскресение Спасителя . Таким образом, для Вайса происхождение христианства подчинено эволюционному принципу (развитие в сторону усложнения).
Перу Вайса принадлежит ряд новозаветных комментариев. Кроме того, он выпустил одно из первых критич. изданий Нового Завета (т. 1—3, Лейпциг , 1894—1900). Трудом всей жизни В. была книга «Жизнь Иисуса» ( нем. Das Leben Jesu , B., 1882), над которой он работал более 20 лет. В ней он признает достоверность всех основных событий евангельской истории, поскольку был убежден, что в первоапостольской Общине сохранилось устойчивое предание о Христе. Вайс верил, что явление Христа было уникальным событием спасения, и на этом основании допускает возможность чудес (хотя многие евангельские чудеса относит к легендам). Тем не менее христология Вайса далека от церковной. Для него Иисус — божественный Посланник в мир, Который лишь постепенно осознал Себя Мессией ; Он стоит последним в ряду великих пророков . Несмотря на это, книга Вайса имела и положительное значение. По словам Буткевича , Вайс превосходно опровергает многие возражения новейшей отрицательной критики, особенно школы Д. Ф. Штрауса и новотюбингенцев , живо и наглядно излагает евангельские события, даже и те, которые носят на себе явно сверхъестественный характер.