Храм Апостола Фомы (Ахангаран)
- 1 year ago
- 0
- 0
Литурги́я апо́стола Ма́рка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк , ученик и сподвижник апостолов Петра , Павла и Варнавы .
Литургия апостола Марка является классическим образцом александрийской литургии. Она была распространена до XII века , причём не только в Александрийском патриархате , но и в других местах христианского мира. По настоянию Византии она была вытеснена и уступила даже в александрийской области место литургиям чисто византийского происхождения. Известна на греческом и коптском языках .
Принадлежа по своему характеру к апостольскому преданию, — что вовсе не значит, что её автором был сам апостол и евангелист Марк, — Литургия в течение времени претерпела ряд влияний, изменений и дополнений.
Своей краткостью, чёткостью и выразительностью эта литургия действительно напоминает стиль апостола Марка . Эти особенности сделали её популярной: её служили не только в Александрии и Египте , но и в Сирии , Армении и Калабрийских монастырях Италии . Такая распространенность сильно беспокоила Византию , которая стремилась к подавлению местных богослужебных чинов. Канонист XII века Феодор Вальсамон говорит отрицательно об этой литургии, и вскоре после него по настоянию Константинополя служение её прекратилось в православных церквях Александрии , уступив место византийским литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого .
К концу Средневековья литургию апостола Марка служили только в египетских монастырях, но и там она претерпела позднейшие изменения и дополнения:
Впрочем, запрет на служение литургии апостола Марка носил административный характер, канонического запрещения служить эту литургию нет. Поскольку эта александрийская анафора не погрешает в структуре своей и в содержании отдельных молитв, в неё входящих, против православной традиции, нет никаких препятствий к её совершению и в наше время.
В настоящее время литургия апостола Марка служится по ранней записи XII века , которая имеет не первоначальный вид. Начинается она малым входом (с «Единородный Сыне…» и Трисвятым ). Ектений об оглашенных нет. За последними прошениями ектений следуют молитвы иерея — не тайные , а возгласные (то есть произносимые вслух). Части литургии, начиная с великого входа , внесены из иерусалимских и константинопольских Литургий, кроме молитвы возношения (анафоры), в которой, как и почти во всех литургиях александрийского типа, ходатайственные молитвы ( интерцессия ) следуют сразу же после благодарения за творение мира ( префации ).