Храм Апостола Фомы (Ахангаран)
- 1 year ago
- 0
- 0
Литурги́я апо́стола Иа́кова ( греч. Θεία Λειτουργία του Ιακώβου του Αδελφοθέου ) — общее название нескольких чинов литургии , так или иначе связанных с традицией Иерусалимской православной церкви . Основателем литургической традиции Иерусалимской церкви считается апостол от 70-ти Иаков, брат Господень . Чинопоследование сложилось к IV веку. Совершалась в нескольких редакциях во многих Поместных церквях, как халкидонского, так и дохалкидонского толка, вплоть до IX века. В XIX веке возрождена в приспособленном виде в Иерусалимской и Элладской православных церквях . В 1930-х годах усилиями Филиппа (Гарднера) получила распространение в Русской православной церкви заграницей . С 1970-х годов постепенно распространяется в Русской православной церкви .
Совершается в некоторых Православных церквях и в некоторых епархиях Русской православной церкви один или несколько раз в год — 5 ноября, в день памяти апостола Иакова, 8 и 17 января, и в другие дни. По преданию, зафиксированному Проклом Константинопольским и потому бесспорно принимавшемуся вплоть до XIX века, литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста являлись последовательными сокращениями литургии апостола Иакова. В настоящее время это мнение отвергнуто литургистами. Другие чины литургии, также приписываемые авторству апостола Иакова, существуют в западно-сирийском и коптском обрядах . Древние и поддельные тексты и отдельные фрагменты литургии апостола Иакова активно использовались в XVII веке в полемике между православными и католиками . Ряд исследователей считает, что сидение духовенства посреди храма лицом к народу во время чтения паремий заимствовано из более поздней литургии Нестория .
Главной отличительной особенностью этой литургии является способ причащения мирян. Миряне, как и священнослужители, причащаются Тела и Крови Христовой раздельно, по древнему чину, как было принято до 6-го Вселенского Собора : сначала предстоятель ( епископ или священник ) влагает в уста причастнику частицу Тела Христова с дискоса , потом другой священник (а иногда и диакон ) даёт причастнику испить из потира (чаши) Кровь Христову.
Вместо « Херувимской песни » (Иже херувимы…) на Великом входе поётся песнь «Да молчит всяка плоть человеча…».
Отличие этой литургии ещё и в том, что большинство
тайных молитв
священник читает вслух, а не шёпотом или про себя, как в литургиях Иоанна Златоуста, Василия Великого и
преждеосвященных Даров
.
Ектеньи
и
Священное Писание
читаются
диаконами
лицом к народу, а не к
алтарю
. Кроме
Апостола
и Евангелия, читается
Ветхий Завет
. На этой литургии не обязательно совершать
проскомидию
, так как это более поздний обычай, и если проскомидия не совершается, то не читаются и 3-й, и 6-й
часы
:
Да будет известно, что если будет повелено быть Проскомидии, то здесь прилично совершить её. Совершается она по обычаю Литургии Златоустовой или свт. Василия, но только девятую частицу вынимает иерей в честь св. славного апостола Иакова, брата Божьего и первого иерарха Иерусалимского. Далее молитву приношения «Боже, Боже наш», как и отпуст Проскомидии, не произносит, но сосуды покрывает как обычно, хотя это — нечто новое и в древних рукописях не обозначено, и поэтому в Иерусалиме не принято .
В России до XX века литургию апостола Иакова почти не знали. В 1970 году служение этой литургии в день памяти апостола Иакова было возобновлено в Ленинградских духовных школах по благословению митрополита Никодима (Ротова) и сейчас совершается в нескольких епархиях Русской православной церкви. В Петербургских духовных школах эта практика прервалась в 1990-е годы и была возобновлена в 2010 году . Епархии Русской православной церкви, в которых совершалась и/или совершается литургия апостола Иакова (список не полный):
Протоиерей Константин Буфеев выступил с резкой критикой совершения Литургии апостола Иакова, аргументируя свою позицию тем, что эта литургия не входит в Типикон и имеет ряд серьёзных с его точки зрения нарушений, в особенности указание священникам не возлагать на себя наперсные Кресты (а епископам — и Панагии), что Буфеев трактует чуть ли не как отречение от Христа, также отмена Проскомидии, отказ от использования Лжицы , Копия, раздельное причащение мирян и прочее. Кроме того, протоиерей Константин Буфеев считает, что текст этой Литургии не может полностью восходить к апостолу Иакову и, что самое главное, пресуществления Святых Даров не происходит .