Болгарская грекокатолическая церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Болга́рская правосла́вная старости́льная це́рковь ( БПСЦ ; болг. Българска православна старостилна църква ) — Болга́рская правосла́вная старости́льная це́рковь ( БПСЦ ; болг. Българска православна старостилна църква ) — старостильная церковная юрисдикция в Болгарии . Болгарские старостильники отделились от признанной Болгарской православной церкви в 1990 году в связи с недовольством среди консервативной части населения Болгарии введением в 1968 году в Болгарской церкви новоюлианского календаря .
Кроме БПСЦ, в 2004 году возникла малочисленная группа, именующая себя «Истинно Православная Болгарская церковь», которую с 2013 года возглавляет гражданин России поэт Святослав Феоктистович Моисеенко, именующий себя митрополитом Месемврийским Сергием .
18 июля 1968 года Священный Синод Болгарской церкви опубликовал специальное «Послание духовенству и всем чадам Болгарской православной церкви» , в котором содержалось известие о реформе церковного календаря, днем проведения которой определялось 6/19 декабря 1968 года. Данная календарная реформа проводилась с целью установления единообразия в церковном времяисчислении с Македонской православной церковью , которая незадолго до того неканоническим образом объявила о своей автокефалии. При этом территория Югославской республики Македония многими болгарами считалась исконной частью Болгарии, незаконно отторгнутой от неё. Унификация церковного календаря и должна была стать первым шагом на пути к объединению Болгарской православной церковью и неканонической Македонской православной церкви.
В целом календарная реформа была принята спокойно, но против неё выступили несколько консервативно настроенных деятелей болгарского духовенства. Свой протест Патриарху Болгарскому Кириллу направили архимандрит Серафим (Алексиев) , архимандрит , , иеромонах и настоятельница Княжевского Покровского женского монастыря в Софии игумения Серафима (княжна Ливен) . Все они в своё время являлись духовными последователями архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) , известного в Болгарии своими консервативными и резко антиэкуменическими воззрениями. Реакцией священноначалия Болгарской православной церкви на зарождавшуюся смуту было запрещение взбунтовавшегося духовенства в священнослужении, а также отстранение архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) от преподавания в Софийской духовной академии. Вплоть до кончины патриарха Болгарского Кирилла по отношению к отделившимся клирикам и монашествующим применялись различные меры воздействия, после чего наступил период относительно спокойного существования .
Во второй половине 1980-х годов один из ближайших последователей архимандрита Серафима (Алексиева) Росен Дмитров Сиромахов установил контакт со греческим старостильным « Синодом противостоящих », от которого он принял монашеский постриг с именем Фотий, диаконскую и священническую хиротонию. После падения коммунистического режима в Болгарии «Синод Противостоящих» учредил на территории Болгарии Триадицкую епархию (Триадица — одно из древних названий Софии), несколько позднее преобразованную в независимую («автокефальную») Болгарскую православную старостильную церковь (БПСЦ). 4/17 января 1993 года в монастыре святых Киприана и Иустинии ( Фили , Греция ) состоялась архиерейская хиротония Фотия (Сиромахова) . Частично последователи архиепископа Серафима (Соболева) остались в юрисдикции официальной Болгарской православной церкви.
В 1994 году, на основах паритета , было установлено церковное и евхаристическое общение между Русской православной церковью заграницей (РПЦЗ) , Болгарской старостильной церковью и «Синодом противостоящих» церкви ИПХ Греции . Зримым итогом установления общения с РПЦЗ стало принесение 10-17 октября 1995 года в Болгарию мироточивой Иверской Монреальской иконы Божией Матери .
В 1999 году епископ Фотий совершил прославление родопского священномученика, епископа , а через три года канонизировал архиепископа Серафима (Соболева). В 2006 году были канонизированы баташские новомученики .
В 2006 году по инициативе Архиерейского Синода Русской зарубежной церкви евхаристическое общение между РПЦЗ и БСПЦ было прервано, что явилось следствием выполнения первым непременного условия, необходимого для подписания Акта о каноническом общении с Русской православной церковью Московского патриархата .
На основании указа епископа Фотия № 0001 от 5 (18) декабря 2014 года и в соответствии с решением № 5 от 24 октября (6) ноября 2014 года , Церковный совет сформировал Священный синод БПСЦ, включив в него двух членов на временных основаниях — архиепископа Кишинёвского и Молдавского Георгия (Кравченко) и епископа Ишимского и Сибирского Никона (Иоста) ( РПЦЗ (А) ) (позднее заменённого на епископа Бесарабского Анфима (Тудоса) ).
26 января 2015 года состоялась встреча Предстоятеля Болгарской православной старостильной церкви епископа Триадицкого Фотия (Сиромахова) с иерархами и председателем «хризостомовского» («флоринитского») Синода Церкви ИПХ Греции архиепископом Афинским и всея Эллады Каллиником (Сарандопулосом) (годом ранее было достигнуто объединение флоринитов с киприатиами). Итогом собеседования стало подписание общего экклезиологического исповедания под названием «Истинно-Православная Церковь перед лицом экуменической ереси. Догматические и канонические вопросы». Обе стороны подтвердили, что проблемы административно-канонического характера, связанные с присутствием структур «хризостомовского» Синода в Болгарии, будут разрешаться на основании правил святой православной церкви, определяющих отношения между самоуправляемыми церквями .
10 ноября 2018 года БПСЦ был канонизирован митрополит Неврокопский Борис (Разумов) (ранее, в 2016 году, процедура его канонизации была официально начата официальной Болгарской Православной церковью, однако пока что такое решение не было принято ).
В мае 2019 года решением Священного синода БПСЦ монах Виктор (Тодоров) был избран для рукоположения в сан епископа Никопольского (хиротония состоялась 26 мая) . 28 августа 2020 года, в связи с хиротонией третьего болгарского епископа Созопольского Серафима (Орманова) , был сформирован новый синод этой церкви.
Церковь добивалась официальной регистрации своего статуса, иск в суд города Софии, суд отказал. Подано обжалование в ЕСПЧ в 2013 году, и в мае 2021 года суд удовлетворил иск, обязав Болгарию зарегистрировать церковь государством .
бывшие :
Предстоятелем БПСЦ является епископ Триадицкий Фотий (Сиромахов) (с 17 января 1993 года нового стиля) , резиденция которого находится в Софии .
Священный Синод БПСЦ
БПСЦ насчитывает 24 священнослужителя: 1 архимандрит + 4 иеромонахов + 14 священников и 5 диакона , 17 храмов и 5 часовен (из них 5 — в Софии). Общее число приходов — 16. Официальным органом БПСЦ является журнал «Православно слово».
Приверженцы Болгарской православной старостильной церкви продолжают занимать жёсткую позицию в отношении того, что новоюлианский календарь был введён в жизнь Болгарской православной церкви без общецерковного обсуждения, что нарушает ряд церковных канонов.
БПСЦ имеет каноническое и евхаристическое общение с Румынской старостильной православной церковью , возглавляемой архиепископом и митрополитом Власием (Могырзаном) , Русской православной церковью за рубежом под омофором митрополита Агафангела (Пашковского) и Греческой православной церковью (Флоринитский синод) (председатель Священного синода — архиепископ Афинский Каллиник (Сарандопулос) ).
БПСЦ использует византийский обряд , богослужебный язык — церковнославянский .
С 2008 года существует религиозная организация, названная "Истинно-Православной Болгарской Церковью", которая была основана в 2008 г. "епископом Стобийским" Даниилом (Стойковым), бывшим "иерархом" альтернативной "Болгарской Православной Церкви".
После того, как летом 2004 г. по решению суда у альтернативной "Болгарской Православной Церкви" были отняты все храмы, "епископ" Даниил попытался организовать "епархию в изгнании".
Осенью 2008 г. Европейский суд по правам человека признал незаконным решение болгарских судебных инстанций, принятое в 2004 г. в отношении к альтернативной "Болгарской Православной Церкви". В том же 2008 г. "епископ" Даниил произвел раскол в названной неканонической религиозной организации. По его инициативе был созван "Высший Церковный Совет", провозгласивший образование "Истинно-Православной Болгарской Церкви" ("Истинно Православна Българска Църква") и наделивший самого "епископа" Даниила титулом "митрополита Филиппольского", управляющего Южно-Болгарской епархией.
Во исполнение определения Архиерейского Собора ИПЦ(Р) от 16 июля 2011 г. архимандрит Даниил (Могутнов) был рукоположен во "епископа Будванского", викария Балканского Экзархата ИПЦ(Р). В его хиротонии приняли участие Гервасий (Патыров), "митрополит Софийский и всея Болгарии", Предстоятель альтернативной "Болгарской Православной Церкви"; Сергий (Моисеенко), "митрополит Балканский", Балканский Экзарх ИПЦ(Р) Порфирий (Александру), "епископ Мартириополиса"; Херувим, "епископ Пентапольский", и другие "иерархи" ИПЦ(Р).
В ходе заседания Священного Синода ИПЦ(Р), состоявшегося 20 февраля 2012 г., было рассмотрено прошение Высшего Церковного Совета альтернативной "Истинно-Православной Болгарской Церкви" (ИПБЦ) о помощи в архипастырском окормлении, в связи с увольнением Даниила (Стойкова) от настоятельства в кафедральном храме в Пловдиве. В ответ на это обращение Священный Синод ИПЦ(Р) рекомендовал для избрания Предстоятелем "Болгарской Православной Церкви" "епископа Коломенского" Даниила (Могутнова), возведенного в тот же день в звание "архиепископа". За "архиепископом" Даниилом были оставлены обязанности перед Священным Синодом ИПЦ(Р) и закреплено право пребывания в Республике Болгария на протяжении одного месяца в квартал.
Даниил стал вести борьбу против митрополита Даниила Стойкова - главу другого ответвления ИПЦ Болгарии. В рамках "Истинно-Православной Болгарской Церкви" "архиепископ" Даниил (Могутнов) стал именоваться Даниилом II, "митрополитом Филиппольским", но уже весной 2012 г. он был изгнан своей болгарской паствой.