Interested Article - Святая православная церковь Северной Америки

Свята́я правосла́вная це́рковь Се́верной Аме́рики ( англ. Holy Orthodox Church in North America , сокращённо HOCNA , неофициально известна как Пантелеимони́ты , англ. Panteleimonites или Бо́стонский Сино́д ) — православная старостильная церковная юрисдикция , приходы которой расположены преимущественно в США .

История

Отправной точкой в истории данной юрисдикции стал Спасо-Преображенский монастырь в Бостоне , основанный в 1961 году монахом Пантелеимоном (Метропулосом) и принятый в 1965 году в РПЦЗ . Сам архимандрит Пантелеймон развил миссионерскую деятельность, собрал вокруг себя последователей и имел немалое влияние на секретаря Архиерейского Синода РПЦЗ епископа Григория (Граббе) и Первоиерарха РПЦЗ Филарета (Вознесенского) . Непримиримые и крайне изоляционистские воззрения архимандрита Пантелеимона повлияли на позицию всей РПЦЗ.

Епископ Иероним (Шо) характеризовал архимандрита Пантелеимона и его сторонников так :

60-е годы минувшего столетия оказались очень трудными для Русской Зарубежной Церкви. В это время в неё был принят греко-американский монастырь под Бостоном во главе с его основателем иеромонахом Пантелеимоном (Метропулос). Этот священноинок через своих адептов, посвященных в его «строжайшие» взгляды или учение, начал подрывать как вековые традиции Русской Православной Церкви, так и авторитет наших иерархов. Эта группа всегда проявляла строгость к другим, но не к себе. Её сторонники уверяли, что Русская Православная Церковь допускает большую ошибку, благословляя смешанные браки, и что лучше жить супругам в грехе и довольствоваться гражданским браком, чем вступать в благословляемый Русской Православной Церковью смешанный брак, который, по их мнению, осквернял Таинство бракосочетания. Последователи «бостонского старца», внедряя свои взгляды, довольно успешно выжили из Русской Зарубежной Церкви 4 миссионерские епархии.

В 1986 году Первоиерархом РПЦЗ стал митрополит Виталий (Устинов) , отстранивший епископа Григория (Граббе) со всех должностей. Также начались расследования деятельности его сына архимандрита Антония (Граббе) , а в адрес настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря в Бостоне архимандрита Пантелеимона (Метропулоса), а так же большинства братии обители, было выдвинуто громкое обвинение в содомии . Выяснилось, что еще в первой половине 1980-х годов на имя Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета и в Архиерейский Синод РПЦЗ поступали неоднократные письменные жалобы бывших насельников обители иеромонаха Григория и схимонаха Афанасия, сообщавшие о неблаговидном поведении архимандрита Пантелеимона по отношению к ним. Однако расследование обстоятельств скандальных деяний наместника Бостонской обители всегда поручалось епископу Григорию (Граббе), который объяснял происходившее мстительностью и клеветой покинувших обитель иноков . Когда же началось расследование, появлялись новые свидетели и даже потерпевшие из числа бывших насельников, заявлявшие о тяжелой атмосфере противоестественного порока, царившего в монастыре. 29 мая 1986 года обвинители и обвиняемые были вызваны на заседание Архиерейского Синода. Архимандрит Пантелеимон категорически отрицал все выдвинутые против него обвинения и просил Синод об увольнении его на покой. Было принятие решения об отстранении архимандрита Пантелеймона, а подозревавшимся в содомском грехе иеромонаху Исааку и иеромонаху Ефрему было запрещено выступать в качестве кандидатов на должность настоятеля монастыря. Вопреки синодальному определению, братия Спасо-Преображенского монастыря избрала новым настоятелем иеромонаха Исаака .

25 ноября 1986 года вопрос незаконного избрания иеромонаха Исаака стал предметом рассмотрения на Архиерейском Синоде РПЦЗ, который запретил в священнослужении архимандрита Пантелеймона и иеромонаха Исаака были вплоть до окончательного решения вопроса Архиерейским Собором РПЦЗ. Не дожидаясь окончания процедуры судебного разбирательства, монастырь в спешном порядке покинул юрисдикцию РПЦЗ, о чём сообщалось в письме секретаря обители схимонаха Ефрема митрополиту Виталию от 8 декабря того же года . Братия монастыря заявляла о себе как о невинных жертвах злонамеренной клеветы, а свой конфликт с новым руководством РПЦЗ, а затем и уход из неё, архимандрит Пантелеимон и его сторонники обосновывали догматическими расхождениями с Синодом РПЦЗ, в том числе обвиняя последний в том, что он «необратимо уклонился в экуменизм » , подразумевая под «экуменизмом», контакты с Сербским и Иерусалимским Патриархатами . Насельники Спасо-Преображенской обители избрали своей новой церковной юрисдикцией авксентъевский синод церкви Истинно-православных христиан Греции. За архимандритом Пантелеимоном последовали в общей сложности 25 священников и восемь диаконов. Кроме того, из юрисдикции РПЦЗ вышла «Французская Миссия» («Православная церковь Франции») во главе с архимандритом Амвросием (Фонтрие) . В 1989 году иерархами «авксентьевского» синода церкви ИПХ Греции для Бостонской обители и американских приходов были рукоположены епископ Торонтский Макарий и епископ Бостонский Ефрем, образовавшие «Святую православную церковь Северной Америки» или «Бостонский синод», автономную структуру в составе авксентьевского синода .

В 1996 году после смерти «архиепископа Афинского» Авксентия (Пастраса) , у американских иерархов возник конфликт с новым «архиепископом Афинским» , после чего американские епископы обратились к митрополиту Ларисскому Афанасию (Посталасу) с предложением возглавить Синод. Однако осенью 1996 года они уже самостоятельно рукоположили двух епископов и Афанасий прервал с ними общение. Американские епископы объявили свою церковь автокефальной и назвали её «Святая православная церковь Северной Америки». Вместе с тем они рассматривали себя как Синод Церкви ИПХ Греции, при том, что на территории самой Греции им подчинялся лишь один монастырь.

В 1997 году двое правящих епископов — Ефрем и Макарий были возведены в сан митрополитов. Вскоре епископ Лионский сложил с себя пастырские обязанности, ушёл на покой, оставив епархию на управление викарного епископа , который, формально оставался членом Синода, но на заседания в Америку не ездил и признавал за американскими епископами лишь местное (для Америки) значение и проводил самостоятельную церковную политику. В июле 1999 года Филарет окончательно разрывает отношения с СПЦСА и присоединяется к синоду Каллиника.

В 1997 году в «Бостонский Синод» перешла небольшая группа верующих в Грузии , состоящая из двух мужских и одного женского монастырей, а также одного мирского прихода в Тбилиси. Вскоре был создан приход в Кутаиси , который окормлял Давид Георгадзе. Однако затем значительное число верующих вернулось в лоно Грузинского патриархата .

В 1997—1998 годы в данной юрисдикции состоял скандально известный священник Олег Урюпин .

В 1998 году Митрополит Торонтский Макарий сохранял титул местоблюстителя Афинского престола.

В России в «Бостонский синод» перешло несколько небольших общин в Поволжье , Сибири , Москве и Кавказе , составлявших часть паствы покойного катакомбного священника Гурия (Павлова) , рукоположенного авксентьевцами во епископа в 1991 году.

В 2002 году, после того, как Ефрем отказался рукоположить Иоанна (Шеклашвили) в сан епископа, тот вместе с ещё одним священником и несколькими десятками верующих вернулся в Грузинский патриархат. В итоге в Грузии у Бостонского Синода осталось два прихода со скитом.

В 2008 году между «Бостонским» и « Хризостомовским » Синодами начались переговоры об установлении евхаристического общения и объединении . В ходе переговоров Бостонский Синод отказался от местоблюстительства Афинского престола и передал тамошний монастырь в юрисдикцию своих хризостомовцев. 4 октября 2010 года Бостонский Синод в одностороннем порядке признал Синод Архиепископа Каллиника Церковью Греции .

9 апреля 2011 года митрополит Моисей (Махани) и епископ Сергий (Блэк) подают прошение о принятии в Синод Каллиника , и 20 апреля 2011 официально в него принимаются, при этом с Бостонским Синодом были в одностороннем порядке прекращены . 30 апреля того же к каллиниковцам уходят пять канадских приходов, фактически оставив Торонтскую митрополию без приходов.

В июле 2012 года монастырь и три прихода в России и на Украине перешли в юрисдикцию Украинской Автономной Истинно-Православной Церкви.

В сентябре 2012 года викарный епископ Димитрий (Кириаку) , 13 монахов и двое послушников Спасо-Преображенского монастыря (то есть 16 из 36 насельников) обвинили руководство СПЦСА в попустительстве ереси имяславия , и 15 сентября 2012 года вместе с собором Святого Марка (Рослинской епархии) объявили об уходе из юрисдикции СПЦСА и подаче заявления о приёме в Синод Каллиника .

18 апреля 2013 года, после длительного раскола, было восстановлено евхаристическое общение с Синодом митрополита Макария, что было подтверждено 12 мая 2013 года сослужением митрополита Макария и епископов СПЦСА.

Александр Солдатов в 2013 году описал данную юрисдикцию как «достаточно консервативную истинно-православная юрисдикция, заявляющую о своем преемстве с РПЦЗ времен святого Митрополита Филарета (Вознесенского) и с „авксентьевской“ ветвью ИПЦ Греции. С другой стороны, это американская Церковь, богослужения в храмах которой совершаются преимущественно на английском языке и проповедь которой адресована, в первую очередь, носителям современной американской культуры» .

27 декабря 2016 года на 82-м году жизни скончался архимандрит .

В 2017 году Григорий (Бабунашвили) так описал возглавляемую им юрисдикцию :

Духовным центром нашей Церкви является Свято-Преображенский мужской монастырь в Бостоне. Также у нас есть четыре женских монастыря: один из них находится в Бостоне, а три других — в Торонто, в Сиэтле и в Вирджинии.

Наш Синод окормляет 25 приходов и миссий в Соединенных Штатах, Канаде, а также в Мексике, Гватемале и Колумбии. С нами состоит в общении Православная Церковь в Грузии с тремя её приходами (в Тбилиси и Кутаиси), которая, вплоть до появления местного епископа, окормляется нашим Синодом. Мы также находимся в общении со Святой Православной Церковью в Восточной Африке, которая объединяет приходы в Кении, Уганде и Танзании, принятые нами из Александрийского патриархата более 15 лет тому назад, для которых в прошлом году наш Синод рукоположил правящего иерарха в лице Митрополита . Вплоть до создания собственного самостоятельного Священного Синода местной Африканской Церкви, Найробская митрополия находится под нашим духовным руководством. Наконец, наша Церковь в Северной Америке состоит в полном евхаристическом общении с Церковью Истинно-Православных Христиан Греции под омофором Архиепископа Афинского Макария.

21 апреля 2019 года один из основателей СПЦСА, митрополит Торонский , объявил о выходе из неё вместе с возглавляемой им митрополией .

Епископат

Бывшие епископы

  • , епископ Лионский (1996—1997) на покое
  • Ефрем (Спанос) (1939—2019), бывший митрополит Бостонский
  • Моисей (Махани) , епископ Розлиндальский (1996—2001), митрополит Сиэтлийский (2001—2007), митрополит Потрланда и Запада США (2007 — 20 апреля 2011) перешёл в Хризостомовский Синод
  • , епископ Парижский (16 октября 1996 — июль 1999)
  • Сергий (Блэк) , епископ Лох-Ломондский, викарий Сиэтлийский/Портландский (7 августа 2004 — 20 апреля 2011) перешёл в Хризостомовский Синод
  • Димитрий (Кириаку) , епископ Карлайсльский, викарий Бостонский (4 сентября 2006 — 15 сентября 2012)
  • , епископ, митрополит Торонтский (1996—21 апреля 2019), перешёл в Ламийский синод .
  • Андрей (Хиррон) , митрополит Торонтский (2019 — 6 июня 2021, умер) (ранее — епископ Маркхэмский 10 марта 2013—2019)

Примечания

  1. 12 апреля 2013 года.
  2. , с. 191.
  3. , с. 192.
  4. , с. 193.
  5. от 20 декабря 2016 на Wayback Machine // , 5.11.2013.
  6. , с. 194.
  7. , с. 195.
  8. . Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  9. . Дата обращения: 14 ноября 2014. 29 ноября 2014 года.
  10. . Дата обращения: 2 сентября 2019. 8 апреля 2014 года.
  11. . Дата обращения: 7 января 2020. 22 января 2021 года.
  12. . credo.press (27 декабря 2016). Дата обращения: 5 января 2023. Архивировано 18 января 2022 года.
  13. Дата обращения: 22 ноября 2017. 22 ноября 2017 года.
  14. . Дата обращения: 2 сентября 2019. 10 августа 2020 года.

Литература

  • Слесарев А. В. . — М. : Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2009. — 562 с.

Ссылки

  • официальный сайт
  • Сайт жертв сексуальных преступлений Бруклинского Свято-Преображенского монастыря
  • Александр Слесарев
  • .
  • на сайте Анти-раскол
Источник —

Same as Святая православная церковь Северной Америки