Епархии РПЦЗ
- 1 year ago
- 0
- 0
РПЦЗ(В-В) (то есть РПЦЗ Виталия (Устинова) и Владимира (Целищева) ; официальное название Русская православная церковь заграницей ) — малочисленное православное объединение русской традиции , оформившееся в 2007—2008 годы в результате распада РПЦЗ(В) , которая, в свою очередь, откололась в 2001 году от Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Относится к истинно-православного юрисдикциям . Рассматривает себя как законную Церковь и как единственную преемницу дореволюционной Греко-Российской православной церкви , считая все прочие православные юрисдикции впавшими в раскол или ересь . Не признана в таковом качестве ни одной православной Церковью и ни с кем не состоит в евхаристическом общении .
РПЦЗ(В) с самого своего появления отличалась нестабильностью, конфликтами и внутренними противоречиями, часто приводившими к уходу из ней людей. Престарелый митрополит Виталий (Устинов) , формально возглавлявший РПЦЗ(В), от имени которого распространялись различные указы и послания, но фактически из-за его старческой немощи данную юрисдикцию возглавляли клирики, входившие в состав Архиерейского синода РПЦЗ(В). Особую роль среди них играл Заместитель Председателя Архиерейского Синода, который в случае смерти или неспособности Первоиерарха исполнять свои обязанности, фактически становился местоблюстителем. Вместе с тем, в РПЦЗ(В), за исключением митрополита Виталия, не было достаточно авторитетной фигуры, которая бы объединила данную юрисдикцию. Это приводило конфликтам Заместителя Председателя Архиерейского Синода с другими активными деятелями РПЦЗ(В). При формировании РПЦЗ(В) заместителем председателя стал Варнава (Прокофьев) , однако он утратил эту должность в конце 2003 года, в 2004 году был лишён сана, запрещён в служении и итоге покинул РПЦЗ(В) .
23-25 ноября 2005 года Архиерейский собор РПЦЗ(В) избрал Заместителем Председателя Архиерейского Синода епископа Антония (Орлова), возведя его в сан архиепископа . Поскольку формальный предстоятель РПЦЗ(В) митрополит Виталий был по состоянию здоровья уже не способен чем либо управлять, Антоний (Орлов) решил, что теперь он является фактическим главой РПЦЗ(В) и начал издавать различные указы. В этом его поддержал епископ Виктор (Пивоваров) , но значительная часть клира и мирян РПЦЗ(В) этому воспротивились. Оппозицию Антонию (Орлову) и Виктору (Пивоварову) возглавили секретарь Синода РПЦЗ(В) протоиерей Вениамин Жуков и епископ Владимир (Целищев) . 3 июня 2006 года они написали письмо на имя митрополита Виталия: «Ваше имя бессовестно втягивают в неприличные действия те лица, которые пользуются Вашим добрым расположением и близостью проживания с Вами. По нашим наблюдениям, причиной всего является советская женщина, умело завоевавшая Ваше доверие, Ирина Митце, которой, по-видимому, ни в чем не может отказать Вл. Антоний (Орлов). Эта картина находит свое яркое подтверждение в пятичасовом собрании в субботу 14/27 мая в Монреале. Вл. Антоний огораживал г-жу Митце от жалобы священнослужителей и паствы в крайне мучительной для них атмосфере, напоминающей следствие советских времен. Когда ей задали вопрос: кто дал ей право заниматься канцелярскими делами Синода, она, как и во многих других случаях, заявила: я действовала с благословения Вл. Антония! Это заявление получило тут же подтверждение Вл. Антония. Так, превышением своих полномочий, Вл. Антоний (Орлов) самочинно и безоговорочно проводит ряд мер, присущих решению Синода, и, в частном случае, назначением им „секретарем“ по делам Синода Ирину Митце. В силу вышесказанного, заседание „Синода“ 15/28 мая с.г. не может быть признано состоявшимся, и его решения действительными. Епископ Варфоломей является законным членом Синода, а Епископ Виктор таковым не является. В дальнейшем, мероприятия, проведенные в таких же условиях, и вытекающие возможные из них прещения не будут нами признаны. Все последующие действия попытавшихся узурпировать власть заговорщиков, Вл. Антония (Орлова) и Вл. Виктора (Пивоварова), признаются нами незаконными по причине их неканоничности. Означенные лица должны немедленно принести покаяние в таком серьёзном церковном преступлении — иначе они добровольно поставляют себя в неканоническое положение. Их немирные и враждебные противоцерковные действия не могут быть одобрены православной совестью, сохраняющей верность Зарубежной Церкви под Вашим, Владыко, омофором» .
15 июня 2006 года появилось «Обращение к Блаженнейшему Митрополиту Виталию» 33 клириков РПЦЗ(В), в котором говорилось: «из-за неканоничных действий навязываемых Вам архиепископом Антонием (Орловым) и епископом Виктором (Пивоваровым), пытающимися захватить власть в РПЦЗ(В), мы сим заявляем, что разделяем позицию членов Синода, Преосвященных Епископов Владимира и Варфоломея и Секретаря Синода, митрофорного протоиерея Вениамина Жукова, выраженную в письме к Вам от 21 мая/3 июня с.г.»
В июле 2006 года архиепископ Антоний (Орлов) и епископ Виктор (Пивоваров) провели свой собор в свечной мастерской Спасо-Преображенского скита в Мансонвилле, за что собор получил название «Свечного» , избрав епископами и Дамаскина (Балабанова) . Архиепископ Антоний и епископ Виктор также объявили о «физической изоляции и недееспособности Митрополита» , несмотря на то, что несколькими неделями ранее они признавали дееспособность митрополита Виталия и его полномочия.
Попутно участники «Свечного Собора» назвали свою группу «всей полнотой Русской Церкви», заявив, что «Русская православная церковь Заграницей является единственной, благодатной Поместной Российской Православной Церковью» , объявив таинства Московской патриархии «безблагодатными», чего не делал ни один Архиерейский Собор РПЦЗ.
Остальные архиереи РПЦЗ(В) и митрополит Виталий упрекнули архиепископа Антония в том, что своим указом он «перешагнул» сразу через три церковные инстанции — через Первоиерарха, через Архиерейский Синод и через Архиерейский Собор. Ответом на эти действия стало «Обращение Первоиерарха ко всем верным Архипастырям, пастырям и чадам Русской православной церкви Заграницей» . Сторонники архиепископа Антония и епископа Виктора заявили, что данное обращение не принадлежит Митрополиту, так как тот уже, по их мнению, был не в состоянии узнавать собственных архиереев и разбираться в происходящих событиях.
После этого действия архиепископа Антония и епископа Виктора были осуждены от имени Архиерейского Синода РПЦЗ(В). Двое «мятежных» епископов были запрещены в священнослужении за подписями Первоиерарха, епископа Варфоломея, епископа Владимира и протоиерея Вениамина Жукова , однако, как утверждают члены группы Орлова и Пивоварова, никакого Синода не созывалось и все подписавшиеся находились за тысячи километров друг от друга и не могли поставить над документом свои подписи. Поэтому противоположной стороной это решение было объявлено неканоничным. Епископ Варфоломей (Воробьёв) позже заявил, что такого решения он не подписывал .
Позднее три епископа — Антоний (Рудей) , епископ Анастасий (Суржик) , епископ Владимир (Целищев) , а также секретарь Архиерейского Синода протоиерей Вениамин Жуков, имея на руках бумагу с подписью 96-летнего митрополита Виталия, подтвердили факт запрещения в священнослужении архиепископа Антония (Орлова) и епископа Виктора (Пивоварова) за «учинённый раскол» и попытку «отобрать власть у Первоиерарха».
Несогласные с проведением «Свечного Собора» архиереи во главе с признанным ими дееспособным митрополитом Виталием продолжили называть себя лишь частью Русской православной церкви, что отражено в Положении о РПЦЗ .
Участники «Свечного Собора» позже приняли решение о перенесении церковного управления в Россию с присвоением группе архиепископа Антония (Орлова) и епископа Виктора (Пивоварова) нового названия — « Российская Православная Церковь ».
25 сентября 2006 года митрополит Виталий скончался. Епископы, объединённые в Архиерейский Синод РПЦЗ (В), вынесли решение о том, что вплоть до избрания нового Первоиерарха во всех церквах должно возноситься имя старшего по хиротонии архиерея — Владимира (Целищева) , епископа Сан-Францисского и Западно-Американского (с осени 2009 — архиепископ ) .
21 ноября 2006 года сторонниками Секретаря Архиерейского Синода протоиерея Вениамина Жукова был опубликован указ от имени епископа Варфоломея (Воробьёва) и епископа Антония (Рудей) об отправке епископа Анастасия (Суржика) на покой. Епископ Анастасий (Суржик) указа не признал и его поддержал епископ Владимир (Целищев) . После этого, в ноябре 2007 года епископ Антоний (Рудей) единолично, но как он утверждает, с согласия епископа Варфоломея (Воробьёва) совершил епископские хиротонии: архимандрита Серафима (Скуратова) во епископа Бирмингемского, а иеромонаха Романа (в миру — протоиерея Раду Апостолеску) во епископа Брюссельского, и прервал молитвенное общение с епископом Анастасием (Суржиком) , создав свою юрисдикцию с центром в республике Молдова (условно РПЦЗ(М) , также известна как «Истинно-Православная Церковь Молдовы» ).
В декабре 2007 года в городе Алексине Тульской области состоялось собрание представителей российских приходов РПЦЗ(В), которое подвергло резкой критике «бездействие» епископа Антония (Рудей) в делах внутрицерковной жизни и его «разрушительную деятельность» на уровне Церкви, выраженную в нежелание участвовать в планируемом Архиерейском Соборе .
9 января 2008 года епископ Антоний (Рудей) объявил об отделении от двух других епископов РПЦЗ(В-В) и провозгласил независимость новообразованной Истинно-православной церкви Молдавии . Тогда же стало известно о совершённых им хиротониях. По мнению наблюдателей, за столь радикальными действиями и заявлениями Антония стоит секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ(В) парижский протоиерей Вениамин Жуков .
Таким образом РПЦЗ(В) раскололась на три церковных организации, не признающих друг друга и считающих единственно себя продолжательницей и исторической наследницей РПЦЗ. Епископ Виктор (Парбус) отмечал в 2008 году: «…после стольких тяжёлых разделений необходимо приложить максимум усилий. Люди дезориентированы, приходы разобщены бесконечными распрями, спорами, судами. Расколы прошли даже через семьи, разделяя их на два лагеря» .
В апреле 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦЗ(В) была разделена на два церковных округа — Американский (под руководством епископа Владимира (Целищева) ) и Евразийский (под руководством епископа Анастасия (Суржика)) . В состав последнего включены Западно-Европейская и Молдавская, а также Южно-Российская, Сибирская и Дальневосточная епархии. В апреле 2008 года клир Евразийского церковного округа насчитывал семь протоиереев , девять иеромонахов , четырнадцать иереев и одного диакона . На этом же Соборе было решено совершить канонизацию Митрополита Филарета (Вознесенского) , третьего первоиерарха РПЦЗ .
24-26 ноября 2008 года состоятся Архиерейский Собор РПЦЗ(В-В), на котором архиепископ Владимир (Целищев) и епископ Анастасий (Суржик) избрали и рукоположили двух епископов: иеромонаха Виктора (Парбуса) в епископа Парижского и Западно-Европейского, и иеромонаха Алексия (Пергаменцева) в епископа Салтановского, викария Молдовской епархии .
Решения этого собора вызвали неоднозначную реакцию в РПЦЗ(В-В). Сразу после собора от Владимира (Целищева) отделился публицист и общественный деятель Пётр Будзилович, таким образом РИЦЗ(В-В) лишилась прихода, расположенного в его доме . 29 ноября от РПЦЗ(В-В) отделился священник Николай Фуртатенко со своим приходом в Киеве. 6 декабря о своём отделении объявили протоиереи Алексий Легостаев и Сергий Жумабаев .
На Архиерейском Соборе 2009 года церковные округа были ликвидированы и церковное управление РПЦЗ(В) начал осуществлять Архиерейский Синод во главе с председателем архиепископом Владимиром (Целищевым) .
На Архиерейском Соборе РПЦЗ (В-В) 2010 года Кассиан (Мухин) был поставлен во епископа Марсельского и Западно-Европейского, а Мартин (Лапковский) во епископа Алексинского и Южно-Русского .
8 октября 2011 года в Спасо-Преображенском скиту в Мансонвилле (Канада) во епископа Денверского был хиротонисан иеромонах Амвросий (Дворниченко) .
4 октября 2013 года протоиерей Петр Семовских , постриженный в монашество с именем Филарет, был рукоположен во епископа «Сиднейского и Австралийско-Новозеландского» .
В этот период РПЦЗ(В-В), возглавляемая Владимиром (Целищевым) насчитывала от 40 до 60 приходов в России , на Украине , в США , Канаде , Франции , странах Южной Америки . Вместе с тем, по оценке религиоведа Александра Слесарева, РПЦЗ(В-В) отличалась высоким градусом внутренней нестабильности, поддерживающим потенциальную угрозу её раскола .
В 2014 году епископом Мартин (Лапковский) сделал ряд заявленияй в поддержку « Новороссии », приведшими к обострению внутренних раздоров в этой юрисдикции . В марте 2014 года он провозгласил свою юрисдикцию над Крымом в связи с его переходом в состав России, чем была создана угроза нового раздела в РПЦЗ(В-В) .
21 июня епископ Истринский и Южно-Российский Мартин (Лапковский), епископ Марсельский и Западно-Европейский Кассиан (Мухин) и епископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Филарет (Семовских) в распространенном ими обращении потребовали созыва Архиерейского Собора РПЦЗ(В-В) на территории России в период с 10 по 14 октября. В обращении говорилось, что «Собор будет проведён под председательством старейшего в этой группе архиерея, независимо от реакции на обращение остальных иерархов РПЦЗ(В-В)» .
25 декабря 2014 года епископ Филарет (Семовских) объявил о своём категорическом протесте против решения Синода РПЦЗ(В-В) о запрещении в священнослужении епископа Мартина (Лапковского) и потребовал созыва внеочередного Собора Епископов «для законного решения назревших вопросов разрушающих Церковное спокойствие и провоцирующих раскол», а также написал, что прекращает поминовение главы РПЦЗ(В-В) Владимира (Целищева) .
9 октября 2015 года архиепископ Анастасий (Суржик) вышел из состава РПЦЗ(В-В) и присоединился к неканонической РПЦЗ (Агафангела) . По прибытии во Владивосток епископ Анастасий 16 октября принял участие в общем собрании Дальневосточной епархии РПЦЗ(В-В). Собрание не поддержало присоединения своего архиерея к РПЦЗ(А) и приняло решение перейти на самоуправление. Епископ Анастасий согласился с волей своей паствы .
10 октября 2015 года Альтернативный Архиерейский Собор в селе Амосовка Курской области, в котором приняли участие Филарет (Семовских), Мартин (Лапковский) и по телефону Кассиан (Мухин), «единодушно избрал Первоиерархом РПЦЗ с возведением в сан Митрополита Преосвященного Филарета (Семовских)». 11 октября там же иеромонах Николай (Борисенко) был рукоположен в сан епископа Брянского, викария архиепископа Мартина. Во время богослужения новоизбранный Митрополит Филарет провозгласил от имени Собора анафему «бандеровской власти на Украине и разбойничьему собранию (в Солтановке) архиереев, которые обслуживают эту власть» . На архиерейском соборе 21 сентября 2016 года рукоположили иеромонаха Петра (Астахова) в архиерейский сан с титулом епископа Неманского и Европейского. .
В результате нового разделения РПЦЗ(В-В) в юрисдикции архиепископа Владимира (Целищева) осталось 5 епископов и около 20 общин в Канаде, США, Франции, России и на Украине .
Прошедший с 16 по 20 сентября 2019 года Архиерейский собор РПЦЗ избрал и хиротонисиал во епископа иеромонаха Германа (Почупайло), запретил в священнослужении епископ Амвросий (Дворниченко) , благословил иерею Евгению Леонову открытие богословских курсов, «которые возможно проводить с помощью средств современной связи», постановил открыть Свято-Захарие-Елизаветинский скит и Свято-Иоанновского женского монастыря села Малая Солтановка Васильковского района Киевской области .
РПЦЗ (В-В) заявляет о себе как о прямой правопреемнице юрисдикции, организованной Митрополитом Виталием (Устиновым, + 2006) после Архиерейского Собора РПЦЗ 2001 гола, уволившего его с поста первоиерарха .
РПЦЗ с центром в Мансонвилле не добивается признания своего канонического статуса со стороны других поместных православных церквей , считая их отступническими или, корректнее, «отступающими от чистоты Православия» в связи с участием в межрелигиозном экуменическом движении и членстве во Всемирном Совете Церквей , а также по причине признания ими законности Московской Патриархии и перехода некоторых церквей на новый календарный стиль . Некоторые представители ИПЦ Греции выступают за диалог и восстановление евхаристического общения с этой частью РПЦЗ .
Разговоры об «объединении осколков» РПЦЗ (то есть неканонических юрисдикций, возводящих своё преемство к РПЦЗ не получили поддержки у лидеров РПЦЗ(В-В). Сама «Теория осколков» в данной юрисдикции была осуждена, так как РПЦЗ(В-В) рассматривает себя единственной прямой правопреемницей РПЦЗ; воссоединение «осколков» допускает только посредством их покаянного возвращения в РПЦЗ(В-В) .