Оттенки белого цвета
- 1 year ago
- 0
- 0
Цвета богослужебных облачений в Православной церкви — цветовая гамма облачений священно- и церковнослужителей , а также одежд престола , жертвенника , завесы , аналоев , воздýха , покровцов и закладки в напрестольном Евангелии . Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.
У некоторых прихожан православных храмов бывает традиция надевать одежду соответствующего цвета (особенно это касается женских платков), а также накрывать дома полочку красного угла платком соответствующего цвета.
Литургическая литература не содержит разъяснений о символике используемых цветов, а иконописные подлинники только указывают, какой цвет надо употреблять при написании одежд того или иного святого , но не объясняют, почему. Символику цветов можно определить, основываясь на ряде указаний Ветхого и Нового Заветов , толкованиях Иоанна Дамаскина , творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита , а также деяний Вселенских и Поместных Соборов .
Сложившийся канон цветов богослужебных облачений состоит из белого цвета (символизирует божественный нетварный свет), семи основных цветов спектра солнечного света , из которых состоит белый цвет (во исполнение слов Иоанна Богослова — «на престоле был Сидящий… и радуга вокруг престола» ( Откр. ), а также чёрного цвета (символизирует отсутствие света, небытие, смерть, траур или, наоборот, отречение от мирской суеты).
Цвет | Группа праздников, событий, дней памяти | Что символизирует | Примечание |
---|---|---|---|
Золотой (жёлтый) всех оттенков | Дни памяти пророков , апостолов , святителей , равноапостольных , прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом) | Царский цвет | Золотые ризы используются на воскресных богослужениях, а также в большинство дней года, если не совершается чья-либо память |
Белый | Пасха и праздники Рождества Христова , Богоявления , Сретения , Преображения и Вознесения , на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), Небесных Сил бесплотных , Собор Архангела Михаила | Божественный свет | Белые ризы используются при совершении Таинства Крещения , Венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан |
Голубой | Богородичные праздники ( Благовещение , Ризоположение , Успение , Рождество Пресвятой Богородицы , Покров , Введение , дни памяти Богородичных икон) | Высшая чистота и непорочность | Голубой цвет имеют мантии митрополитов . Может иметь оттенки вплоть до синего |
Фиолетовый, тёмно-красный | Праздники Животворящего Креста Господня ( Крестопоклонная неделя Великого поста , , Воздвижение ) и воскресные дни Великого поста | Крестные страдания Христа | Фиолетовый, тёмно-красный цвет имеют епископские и архиепископские мантии, а также наградные скуфии и камилавки . Может иметь оттенки, вплоть до красного |
Красный | Пасха , дни памяти мучеников | Цвет крови, которую пролил за нас Христос , или мученической крови. Также символизирует римский государственный красный цвет, означающий красную мантию Константина Великого , который был председателем Первого Вселенского Собора , постановившего праздновать Пасху по Александрийскому методу , наиболее точно передающего временные циклы со времени жизни Христа | Пасхальное богослужение начинается в белых облачениях, символизирующих свет, воссиявший от гроба Господа Иисуса Христа при Его Воскресении |
Зелёный | Праздники и дни памяти преподобных , подвижников, юродивых , Вход Господень в Иерусалим , День Святой Троицы | Цвет животворения и вечной жизни | Зелёный цвет имеет мантия патриарха |
Тёмно-красный, тёмно-зелёный, тёмно-синий, фиолетовый, чёрный | Великий пост | Цвет поста и покаяния | Чёрный употребляется преимущественно в дни Великого поста , в воскресные и праздничные дни которого допускается употребление облачений с золотой или цветной отделкой. Черный цвет имеют мантии епископов, архиепископов, митрополитов и патриарха в Великий пост |
Тёмно-красный, бордовый, багряный | Великий Четверг | «И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть кровь Моя Нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28) | Используется тёмно-красный цвет, чтобы он не выглядел как пасхальный, на Страстной неделе |
В древности Православная церковь не употребляла чёрные богослужебные облачения , хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества ) имели чёрный цвет. По Уставу в Великий пост облачались в « багряны ризы » то есть в облачения тёмно-красного цвета. Впервые в России петербургскому духовенству официально было предложено облачиться по возможности в чёрные облачения в 1730 году для участия в похоронах Петра II . Так черные облачения вошли в обиход погребальных и великопостных служб. Однако традиционно при погребении и заупокойных службах используются облачения белого цвета, символизирующего уготованные праведникам в Царствии Небесном белые ризы Божественного света.
Оранжевый цвет, хоть и часто встречается в церковных облачениях, однако не имеет своего места в каноне. Если его оттенок ближе к жёлтому (золотой цвет часто может давать оранжевый отлив), то он воспринимается и используется как жёлтый, а если в нём преобладает красная гамма, то его относят к красному.
Необходимо подчеркнуть, что вышеизложенное сочетание определённых праздников и определённых цветов облачений изложено в соответствии с обычаями Русской Православной церкви . Обычаи других Поместных Церквей могут не совпадать с вышеизложенными.
В современной РПЦ имеется тенденция отказа от использования чёрного цвета и замена его фиолетовым более тёмного оттенка, чем те, что используются традиционно для богослужений суббот и воскресений Великого поста.