Interested Article - Евномий Кизикский

Евно́мий Ки́зикский ( греч. Εὐνόμιος Κυζίκου , лат. Eunomius Cyzicenus ; умер ок. 394) — греческий экзегет, епископ Кизический ( 360 361 ), с 370 года епископ Берии Фракийской , представитель крайнего аномейского направления арианства .

Биография

Родился в Каппадокии, изучал риторику в Константинополе, затем теологию в Антиохии. , епископом Киренаики , был послан в Александрию, где стал секретарём арианина Аэция Антиохийского . После смерти императора Констанция Галла Евномий и Аэций вернулись в Антиохию, где вошли в круг антиохийского архиепископа Евдоксия , впоследствии архиепископа Константинопольского и были рукоположён им в дьяконы.

К Константинопольскому собору 359 года, созванному императором Констанцием , написал книгу «Апология», в которой развивал идеи арианства в рационалистическом духе, на которую Василий Кесарийский ответил сочинением «Против Евномия».

Евномий участвовал в Константинопольском соборе 381 года, на котором император Феодосий I утвердил новый, никео-константинопольский символ веры , его учение было анафемствовано первым правилом собора, однако он после собора продолжал проповедовать своё учение частным образом и был сослан императором в Малую Скифию .

В 398 году, при сыне Феодосия императоре Аркадии , сочинения Евномия были преданы к огню и до наших дней дошли во фрагментах.

Христологические работы

В своей «Апологии», рассматривая вопрос о Троице, Евномий утверждал, что Иисус Христос сотворён Отцом и, в силу этого, не подобен ( греч. ἀνόμοιος — отсюда название учения — аномейство ) Отцу по сущности, но подобен ему по воле. Согласно Евномию, божественность сущности Христа состоит в том, что он — единственная сущность, непосредственно сотворённая Богом; Христос является Богом Единородным, остальной мир сотворён Единородным в соответствии с волей Бога, то есть Сын является исполнителем воли Отца. Дух, по Евномию, произошёл от воли Отца и действия Сына и призван освящать творение. Василий Великий критиковал Евномия как раз за отрицание божественной природы во Христе

Таким образом, спор о единосущности ( греч. ὁμοούσιος , омоусия) или подобосущности ( греч. ὅμοιος , омойусия) Сына и Отца Евномий решил в пользу иносущности ( греч. ετερουσιον , гетероусия) .

Субординационизм Троицы у Евномия близок к духу идей среднего платонизма : Отец находится на вершине иерархии бытия, непосредственно с ним не соприкасаясь, но влияя на него через посредников.

Сочинения

  • Евномий . Апология. / Пер. и прим. Г. И. Беневича. Апология на апологию. / Пер. Д. С. Бирюкова. // Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия: В 2-х т. Т. 1 / Под науч. ред. Г. И. Беневнча и Д. С. Бирюкова; составитель Г. И. Беневич. — М., СПб.: «Никея»- РХГА , 2009. — 672 с. — ( ; Византийская философия: т. 4.). — С. 248—268. — ISBN 5-98478-001-9

См. также

Примечания

  1. от 15 января 2018 на Wayback Machine . Studio & opera R.P.F. Michaelis Le Quien . Opus posthumum. Parisiis, ex Typographia regia, 1740. T. I, pр.1165-1166 (лат.) (греч.)
  2. Βουδούρη, Αθανασίου Γ. (греч.) . — Θεσσαλονίκη, 2008. — С. 51. 15 января 2018 года.
  3. Βουδούρη, Αθανασίου Γ. (греч.) . — Θεσσαλονίκη, 2008. — С. 49. 15 января 2018 года.
  4. Сократ Схоластик . Церковная история, Книга V, Глава 20
  5. . Дата обращения: 23 февраля 2021. 26 февраля 2021 года.
  6. А. В. Карташев . Вселенские соборы, «Аномеи»
Источник —

Same as Евномий Кизикский