Interested Article - Библейская археология

Библейская археология ( др.-греч. Ἀρχαιος — древний, λογος — наука) — раздел библеистики , изучающий по древним памятниками историческую среду, где возникла Библия и происходили события священной истории . Библейская археология призвана дать более конкретное представление о ходе этих событий, дополнить библейские данные независимыми свидетельствами памятников, уточнить хронологию фактов и датировки текстов. Результаты библейской археологии также помогают в выяснении смысла библейских книг , поскольку реконструируют исторический фон их написания.

История

Старая библейская археология

Старая библейская археология сложилась до того, как были найдены основные памятники Древнего Востока и античности, проливающие свет на библейскую историю. Она ограничивалась тем, что систематизировала данные самого Священного Писания и греко-римских авторов, связанные с бытом, общественным строем, календарём, обычаями и культом времен Ветхого и Нового Завета. Возведение таких знаний давала возможность читателю Библии свободнее ориентироваться в «библейском мире». Важность такого понимания реалий была отмечена ещё Антиохийской школой экзегезы , которая получала библейские сведения не только из Библии, но и от знакомства с восточными обычаями. Святитель Иоанн Златоуст неоднократно призывал своих читателей и слушателей представить себе живые исторические обстоятельства, в которых происходили те или иные события Писания, чтобы лучше понять их. Именно ради этой цели и возникла библейская археология.

Новая библейская археология

Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и была расшифрована письменность Египта , Двуречья , Ханаана , Хеттского царства . К тому времени из после-библейских текстов были известны лишь Талмуд , Таргум и, труда Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и Отцами Церкви .

Разделы библейской археологии

Библейская археология в наше время делится на два раздела: общая и палестинская .

Общая библейская археология изучает внебиблейские памятники письменности и материальной культуры, проливающие свет на свидетельства Священного Писания. В этом случае в круг библейской археологии вводится исследование древностей не только собственно древнееврейского народа, но и тех народов, с которыми евреи приходили в историческое соприкосновение, как египтян, ассиро-вавилонян, персов и других.

Библейская археология Палестины ( Израиля ) ограничивается только древностями еврейского народа как отдельной исторической единицы, занимавшей определенное положение в истории, жившей своей особой культурной жизнью и находившейся в определенных отношениях к окружающим народам, так что исследование древностей других упоминаемых в Библии народов может входить в неё лишь настолько, насколько оно может служить к пояснению древностей собственно библейского народа.

Общая ветхозаветная

В сфере общей библейской ветхозаветной археологии сделано много открытий в XIX и XX веках .

В 1920-х годах английский археолог Л. Вулли обнаружил следы древнего наводнения, которое произошло в Южном Двуречье . По его мнению, это открытие связано с ветхозаветным рассказом о Потопе . Вулли также открыл много других памятников древнего Шумера .

В XIX веке была открыта библиотека в Ниневии , где нашли поэмы о Гильгамеше (с описанием Потопа, во многом совпадающего с рассказом в Книге Бытие ) и о происхождении мира « Энума Элиш ». Последняя показывает, насколько своеобразным было библейское учение, несмотря на определенные элементы литературного сходства с вавилонской достопримечательностью.

В 1901—1902 французская археологическая экспедиция нашла в Сузах чёрный столб базальта , на котором клинописью были высечены законы вавилонского царя Хаммурапи (1—ая половина XVIII века до н. э. ). Законы, в частности, содержат правовые нормы, объясняющие некоторые подробности повествования Книги Бытия о патриархах , и имеют параллели с законами книг Исход и Второзаконие . Законы Хаммурапи свидетельствуют о глубокой древности тех основ права, которые зафиксированы в Пятикнижии .

В 1980 году археолог Адам Зерталь на горе Эйваль нашёл жертвенник Иисуса Навина , описанный в Библии в книге Второзаконие ( ) и в книге Иисуса Навина ( ).

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  • Деопик Д. В. Библейская археология и древнейшая история Святой Земли. — 2-е изд. — М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2009. — 400 с.: ил. — ISBN 978-5-7429-0402-1 .
  • Дойель Лео. Завещанное временем. Поиски памятников письменности / Пер. с англ. Э. А. Маркова. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1980. — 728 с. — Серия «Культура народов Востока. Материалы и исследования» .
  • Косидовский Зенон . Библейские сказания / Пер. с пол. Э. Гессен, Ю. Мирской. — М.: Политиздат, 1978. — 4-е изд. — 456 с.: ил. — Серия «Библиотека атеистической литературы».
  • Крывелёв И. А. Раскопки в библейских странах. — М.: Советская Россия, 1965. — 320 с.: ил.
  • Нудельман Р. И. Библейская археология. Научный подход к тайнам тысячелетий. — Ростов-на-Дону: Феникс; Неоглори, 2008. — 640 с.: ил. — Серия «Загадки истории». — ISBN 978-5-222-12851-0 .
  • Райт Джон Эллиот. Библейская археология. — СПб.: Библиополис; Изд-во Олега Абышко, 2003. — 456 с.: ил.
  • Финкельштейн Израэль, Зилберман Нил-Ашер.
  • Церен Эрих. Библейские холмы / Пер. с нем. Н. В. Шафранской. — М.: Правда, 1986. — 2-е изд. — 480 с.: ил.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Библейская археология