Пардес
- 1 year ago
- 0
- 0
Пардес ( ивр. פרדס — «фруктовый сад; рай », греч. παράδεισος , англ. Paradise от перс. پردیس ) — нотарикон ( акроним ) « П а РД е С » — четыре уровня понимания и толкования Танаха и Талмуда :
Каждый уровень содержит расширенное понимание текста, не противоречащее смыслу других уровней или раскрывающее его смысл через антиномии . Первые три уровня делятся на два раздела: галаха (еврейский закон) и аггада (сказание). Пшат, ремез и драш содержат методы как галахической, так и аггадической экзегетики . Некоторые талмудисты полагают, что третий уровень — это дин ( דין — «судебный закон») и что драш подразделяется на ремез ( гомилетическое толкование) и дин (юридическое истолкование).
Пардес — также поэтическое название Торы .
В вавилонском Талмуде ( Трактат Хагига , лист 14б) записано, что четверо мудрецов таннаим вошли в пардес: Шимон бен Аззай , , Элиша бен Абуя , Рабби Акива . В талмудической традиции это означает разные формы мистического опыта . Бен Азай взглянул и умер. Бен Зома взглянул и повредился [в уме]. Элиша бен Абуя стал « вырывать саженцы » ( Маймонид видит в этом желание постичь нечто большее, чем возможно для человеческого разумения). Рабби Акива « вошёл с миром и вышел с миром ».
Как мистическое, так и рациональное направление эзотерического иудаизма, однако, базируются на раввинистической литературе и соблюдении заповедей, принятых во всех направлениях, в Пшат, Ремез и Драш. Таким образом, еврейская религиозная эзотерика неотделима от экзотерического иудаизма. Эзотерический смысл не отрицает истины экзотеризма, а скорее усилиливает необходимость исполнения экзотерического еврейского закона (галахи) и практического соблюдения 613 заповедей как реализации плана Бога в Творении.
Каббала раскрывает способы толкований и их значение. Человек должен подняться по четырём мирам , соответствующим уровням постижения Торы, экзотерическое и эзотерическое толкование связаны между собой, как звенья цепи, символизирующие разные уровни, которых достиг человек в своём постижении мира.
והארץ, הייתה תוהו ובוהו (вээрец айта тоу вавоу), в русской Библии (Книга Бытие, гл.1, ст. 2) эта фраза переводится: «Земля же была безвидна и пуста».
Раши
в комментарии к Торе (ставшим традиционным, он обычно сопровождает публикуемый текст Торы) трактует это так: на иврите слово "тоу" означает удивление, изумление, а слово "воу" означает пустоту, значит смысл фразы — «изумление и запустение», это значит, что тот, кто увидел бы Землю, был бы удивлён и изумлён от открывшегося вида.
Аггадический пример:
Традиционный раввинистический текст, объясняющий шесть дней творения как шесть тысяч лет существования мира, и шаббат как седьмой миллениум (тысячу лет) Мессианской эры. Первые две тысячи лет от Адама, через Ноя и Вавилонскую башню, к Аврааму были 2000 лет, когда Бог был сокрыт. Следующие 2000 лет, от Израильских патриархов, через дарование Торы на Синае, к Первому и Второму Иерусалимским храмам, были 2000 лет божественной открытости. Последние 2000 лет в ожидании прихода Мессии являются годами баланса между сокрытием и открытием Божественного.
Намёк (Ремез) был найден в первой строке Торы:
«Вначале создал Бог небо и землю»
בראשית ברא אל-הים את השמים ואת הארץ.
Из семи слов на иврите, присутствующих в этой фразе, только слово שמים (небеса) не имеет буквы א (Алеф), которая является первой буквой алфавита и её значение равно 1 (
гематрия
). Алеф этимологически намекает на слово Алуф (Глава, властитель) и Элеф (тысяча), первое представляет Единого Бога, второе - тысячу лет. Еврейские корни слов обычно состоят из трёх согласных, а гласные не пишутся, но произносятся. Иврит читается справа налево. Из шести слов с буквой алеф, в первых двух алеф третья буква, обозначая Бога в первые 2000 лет, в следующих двух алеф стоит в начале слова, обозначая раскрытие Бога в последующие 2000 лет, и в последних двух алеф стоит второй буквой, символизируя баланс между сокрытием и раскрытием в последние 2000 лет.
Это пример аллюзий способа толкования Ремез, однако такой способ получил развитие в мистической традиции, по каббалистической доктрине Бог творил мир при помощи 22 еврейских букв в Торе.
Рабби Симлай определил, что 613 заповедей были даны Моисею на горе Синай, исходя из того, что гематрия слова «Тора» составляет 611, к этому нужно добавить две первые из десяти заповедей, сказанные Богом от первого лица, и вместе получится 613, количество заповедей в иудаизме.
Маймонид:
Книга
Путеводитель растерянных
философа-талмудиста
Маймонида
стала главным трудом средневековой
еврейской философии
. В ней он провозглашает своё намерение скрыть от простого читателя свои объяснения эзотерического значения Торы на уровне Сод. Религиозные еврейские рационалисты считали аристотелизм Маймонида альтернативой метафизике каббалы
, также, как и общепринятый академический взгляд на философию Маймонида. Согласно этому взгляду, только средневековые рационалисты и их современные последователи могут расширить возможность человека понять божественное откровение, а не
теософские
системы типа каббалы. Некоторые академические исследователи считают, что проект Маймонида был направлен против протокаббалы его времени
. Каббалисты и их последователи, напротив, читали Маймонида в соответствии с каббалой, и считали его предтечей каббалистики
.
Согласно этому мнению, Маймонид использовал рационализм для защиты иудаизма, а не для ограничения уровня Сод исключительно рационализмом. Его рационализм, если не рассматривать его, как оппозицию каббале , помог каббалистам избавиться от антропоморфных интерпретаций, свойственных раннему еврейскому мистицизму , хотя каббалисты считают своё учение единственным способом для человека постигнуть божественные истины .