Interested Article - Шмеман, Александр Дмитриевич

Алекса́ндр Дми́триевич Шме́ман ( 13 сентября 1921 , Ревель (Таллин ), Эстония 13 декабря 1983 , , Йонкерс , штат Нью-Йорк ) — священнослужитель Православной церкви в Америке , протопресвитер ; богослов , автор ряда работ по православному богословию и истории. Доктор богословия, профессор.

Биография

Родился в семье Дмитрия Николаевича Шмемана, сына сенатора и члена Государственного совета действительного тайного советника Николая Эдуардовича Шмемана . Во время Гражданской войны Дмитрий Шмеман был офицером Северо-Западной армии , в конце 1919 года отступил со своим полком в Эстонию .

После краткого пребывания в Белграде семья Шмеманов перебралась в 1929 году в Париж . В 1930—1938 годах Александр Шмеман обучался в русском кадетском корпусе в Версале , а затем во французском , который окончил в 1939 году.

Поступил в Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Во время учёбы избрал своей специализацией историю Церкви, став учеником Антона Карташёва . Защитил кандидатскую диссертацию о византийской теократии .

Переводил в качестве текста для докторского экзамена произведение святителя Марка Эфесского . В переводе Шмемана и с его комментариями был издан трактат Марка Эфесского «О воскресении» . От серьёзного увлечения историей осталась книга «Исторический путь Православия» , а также отдельные лекции, например, «Догматический союз» (вступительная лекция в курс истории Византийской церкви, прочитанная 11 октября 1945 года) .

Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в 1945 году.

22 октября 1946 года архиепископом Владимиром (Тихоницким) был рукоположён в сан диакона , а 20 ноября — в сан священника.

В 1945—1951 годах — преподаватель церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. В 1959 году в Свято-Сергиевском институте защитил диссертацию «Введение в литургическое богословие» и стал доктором богословия .

В 1946—1951 годах — помощник настоятеля церкви Святых равноапостольных Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник». В 1951 году назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

В июне 1951 года по приглашению священника и профессора Георгия Флоровского Шмеман переехал в Америку для организации учебного процесса и преподавания в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, что открывало ему простор для дальнейшего пастырского и миссионерско-просветительского служения . Спустя годы отец Александр дал оценку своему переезду в Америку. В одном из писем Шмеман сравнил отъезд своей семьи из Парижа с библейским Исходом иудеев из Египта, в «Дневниках» он использовал другой ветхозаветный образ, а именно призвание Авраама в Землю обетованную .

С 1951 году — доцент по кафедре церковной истории и литургики Свято-Владимирской духовной семинарии . Перешёл в юрисдикцию Северо-Американской митрополии . Почётный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне , Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке и колледжа Лафайет в Истоне . С 1960 года — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии. С 1962 года до конца жизни был её деканом, сменил на этом посту Георгия Флоровского.

В 1953 году возведён в сан протоиерея . В 1954 году читал лекции в Русском центре Фордемского университета .

С 1964 года был членом митрополичьего совета Северо-Американской митрополии. Сыграл значительную роль в признании её автокефалии Русской православной церковью , что привело к её преобразованию в 1970 году в Православную церковь в Америке . В том же году был возведён в сан протопресвитера .

Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах , в Соединённой духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода» .

В 1963—1979 годах являлся заместителем председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Америке, в 1979—1983 годах — председатель РСХД. Являлся членом православно-англиканского Содружества Святого Албания и Святого Сергия .

Умер от рака, выявленного в неоперабельной стадии . Его супруга, матушка Иулиания Шмеман писала: «У Александра был рак лёгких, уже давший метастазы в мозг» .

Труды и наследие

Первоначально отец Александр начинал научные изыскания как историк. «Известно, что будущий выдающийся литургист начинал как историк Церкви. И в „Письмах“ мы не раз видим как отец Александр с большим интересом и воодушевлением говорит о своих церковно-исторических исследованиях. „Заказал и получил фотокопии Марка Эфесского рукописи в Нац[иональной Парижской] библ [иотеке]“ . „Сейчас пишу вовсю курс истории Виз[антийской] Церкви IX—XV в“ . „Сейчас очень увлекаюсь Марком [Эфесским]“ . Все эти высказывания времен жизни во Франции показывают, как молодой отец Александр видел себя в качестве учёного-историка» .

Основные труды протопресвитера Александра Шмемана посвящены литургическому богословию (особое внимание он уделял таинству Евхаристии ); книга «Исторический путь православия» носит церковно-исторический характер. Книги Александра Шмемана переведены на различные языки — английский, французский, голландский, они получили весьма широкое распространение в России в 1990-е годы и в последующий период.

К концу жизни пришёл к убеждению, что «… только православие, как истина о Боге, о человеке, о мире, как общее видение космоса, истории, эсхатологии и культуры, можно сегодня противопоставить разложению и умиранию мира, созданного христианством, но от которого он в безумии своём отказался. Но чтобы это противопоставление было действенным, надо, чтобы православие снова стало Божественной простотой, Благой вестью в чистом виде, радостью, миром и правдой в Духе Святом» .

По словам Елены Дорман, «был он человек невероятно остроумный, едкий иногда, общительный, очень любопытный к людям. Так доброжелательно-любопытный к людям» .

В 2002 году на английском (перевод отрывка с русского), а в 2005-м на русском языке были опубликованы дневники Александра Шмемана, которые содержали точку зрения автора на многие процессы, происходившие в православии в XX веке.

По мнению католического священника Роберта Тафта , «о. Александр был харизматичный и очень красивый человек, очень выразительный. Резонанс, который по сей день вызывают его немногочисленные работы, я назвал бы „феноменом Шмемана“. В наши дни практически невозможно услышать лекцию о Литургии или о современной жизни без единой цитаты из Шмемана. Ему действительно нет равных в этом отношении» .

Семья

Публикации

Примечания

  1. Alexander Schmemann // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
  2. . Дата обращения: 2 декабря 2022. 2 декабря 2022 года.
  3. . Дата обращения: 10 ноября 2020. 27 сентября 2020 года.
  4. Протопресвитер Александр Шмеман. . azbyka.ru . Дата обращения: 10 ноября 2020. 3 декабря 2020 года.
  5. Протопресвитер Александр Шмеман. . azbyka.ru . Дата обращения: 10 ноября 2020. 27 сентября 2020 года.
  6. Cвященник Илия Ничипоров. . azbyka.ru . Дата обращения: 8 декабря 2021. 8 декабря 2021 года.
  7. Священник Александр Ермолин. Шмеман и Флоровский: Рецензия на переписку двух выдающихся богословов // Русский сборник. — 2020. — Т. XXVII . — С. 533 .
  8. Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — М. : Международные отношения , 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
  9. Колупаев В. Е. от 28 октября 2019 на Wayback Machine // Католические общины византийского обряда и русская диаспора: Северная Америка.
  10. Дворкин А. Л. 24 сентября 2019 года. // Фома : журнал. — № 9 (101). — сентябрь 2011.
  11. . azbyka.ru . Дата обращения: 10 ноября 2020. 8 декабря 2021 года.
  12. Гаврилюк Павел, диакон. Прот. Александр Шмеман, прот. Георгий Флоровский. Письма 1947—1955 годов. М.: Издательство ПСТГУ, 2019. С. 167
  13. Гаврилюк Павел, диакон. Прот. Александр Шмеман, прот. Георгий Флоровский. Письма 1947—1955 годов. М.: Издательство ПСТГУ, 2019. — С. 195
  14. Гаврилюк Павел, диакон. Прот. Александр Шмеман, прот. Георгий Флоровский. Письма 1947—1955 годов. М.: Издательство ПСТГУ, 2019. — С. 260
  15. Священник Александр Ермолин. Шмеман и Флоровский: Рецензия на переписку двух выдающихся богословов // Модест Колеров. — 2020. — С. 534—535 .
  16. Занемонец А. от 5 марта 2018 на Wayback Machine . Православие и мир , 10.09.2015.
  17. от 4 марта 2018 на Wayback Machine . Радио «Вера».
  18. от 15 июля 2018 на Wayback Machine Портал Богослов.Ru .

Литература

  • // Вестник РХСД . — 1971. — № 101/102 . — С. 313—314 .
  • Струве Н. А. от 3 апреля 2016 на Wayback Machine // Вестник РХД. — № 141. — 1984. — С. 15—17
  • Фотиев К. В. , прот. Отец Александр Шмеман — In Memorian // «Новый журнал» (The New Review). — N.Y. — 1984. — № 154. — С. 284—288.
  • Поспеловский Д. В. Отец Александр Шмеман — новый апостол Америки, пастырь, человек // Вестник РХД . 1987. — № 149. — С. 67—81.
  • Бенигсен А., протоиерей. Пришедше на Запад Солнце // «Христианос». Альманах. — 1993. — № 2. — С. 18-19
  • Слово Митрополита Феодосия, главы Автокефальной Православной церкви Америки // «Христианос». Альманах. — 1993. — № 2. — С. 11-12
  • Николаев А. Отпевание о. Александра Шмемана // «Христианос». Альманах. — 1993. — № 2. — С. 16-17
  • Протоиерей Валентин Асмус . от 31 октября 2007 на Wayback Machine // Церковь, мир, миссия : Мысли о православии на Западе / [пер. с англ.]; [вступ. ст. протоиерея В. Асмуса]. — М.: Изд-во ПСТБИ , 1996. — ISBN 5-7429-0032-5
  • Лукина Н. А. Воспитательное значение проповеднической деятельности А. Шмемана // Культура русского зарубежья. Материалы научной конференции. — М.: Изд-во МГУКИ , 2003. — С. 107—110
  • Струве Н. А. от 20 декабря 2016 на Wayback Machine . // Вестник РХД. 2004. — № 2 (188)
  • Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995. Биографический справочник. — М.—Париж, 2007. — С. 551—552. — ISBN 978-5-85887-206-1 .
  • Тафт Р. Ф. Литургическое дело 25 лет спустя после Александра Шмемана (1921—1983): человек и его наследие // Статьи. Т. 2. Литургика / пер. С. Голованов. — Омск : [б. и.], 2010. — 416 с. — С. 311—350
  • Бочинин В. Александр Шмеман и его «исследовательская лаборатория» по теологии литературы // Вопросы литературы . — 2012. — № 1. — С. 9-27.
  • Кырлежев А. И. от 21 мая 2018 на Wayback Machine // Церковный вестник . — 13.12.2013.
  • Балакшина Ю. В. Искусство как воскрешение времени: литургические аспекты интерпретации русской поэзии в дневниках протоиерея Александра Шмемана // Научные труды. Вып. 28. Проблемы развития отеч. иск-ва / РАХ; Санкт-Петербургский гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина ; науч. ред. В. А. Леняшин, сост. О. А. Резницкая, А. И. Шаманькова. — СПб. , янв. — март 2014. — С. 236—244 . — ISSN .
  • / Кырлежев А. И. // Шервуд — Яя [Электронный ресурс]. — 2017. — С. 64. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 35). — ISBN 978-5-85270-373-6 .
  • Пузовић В. Устројство Цркве у православном расејању у светлости полемике између Александра Шмемана и представника Руске заграничне Цркве // Српска теологија данас, књ. 3: Зборник радова Трећег годишњег симпосиона (ПБФ Београд. — C. 27-28. мај 2011), уред. Б. Шијаковић, Београд: Институт за теолошка истраживања ПБФ, 2012. — C. 549—566.
  • Шмеман У. С. Мой путь с отцом Александром: О жизни, служении и радости. — М. : Издательство ПСТГУ, 2019. — ISBN 978-5-7429-1304-7 .
  • Агапов О., прот. // Вестник Свято-Филаретовского института. — 2023. — № 45 . — С. 45—60 .
  • Вершилло Роман. / Ред. Игорь Рысин. М.: Антимодернизм.Ру, 2015.

Ссылки

Источник —

Same as Шмеман, Александр Дмитриевич