Interested Article - Кафизма
- 2021-08-16
- 1
Кафи́зма , или кафи́сма (от греч. κάθισμα ), другое название Стихосло́вие (от греч. στιχολογίαι ) , в богослужебной традиции византийского обряда — раздел Псалтири .
Название происходит от греческого слова, означающего «сидение», что указывает на практику сидения на богослужении во время чтения кафизм (впрочем, принято считать, что первоначально во время пения или чтения кафизм стояли, а сидели на следующих за ними седальнах и на следующих за седальнами святоотеческих чтениях).
У греков кафизмы называются просто «стихологиями», словом же καθισμα именуются читаемые после кафизм тропари , в славянской традиции называемые « седальны ».
Состав и способ чтения
Псалтирь разделена на 20 кафизм таким образом, чтобы все кафизмы были приблизительно одинаковой длины. Поэтому разные кафизмы содержат разное число псалмов . Больше всего псалмов в 18-й кафизме, туда включены 15 псалмов (псалмы 119—133) , именуемые « песнями степеней ». Кафизма 17-я, напротив, содержит только один псалом, разделённый на три славы. Это псалом 118 , или т. н. «Непоро́чны» . Кроме того, эта кафизма делится на две половины: между 93-м и 94-м стихами печатается слово «Среда́», то есть середина.
Каждая кафизма, в свою очередь, делится на три части, именуемые «ста́тии» (греч. στάσις — стояние ), или «сла́вы». Это второе название происходит от славословия, которое принято читать между славами:
- Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
- Аллилуиа, аллилуиа, (аллилуиа,) слава Тебе, Боже. (Трижды).
- Господи, помилуй (трижды).
- Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Таким образом, деление Псалтири на кафизмы может быть представлено следующей таблицей:
Кафизма | 1 Слава | 2 Слава | 3 Слава |
---|---|---|---|
I | 1—3 | 4—6 | 7—8 |
II | 9—10 | 11—13 | 14—16 |
III | 17 | 18—20 | 21—23 |
IV | 24—26 | 27—29 | 30—31 |
V | 32—33 | 34—35 | 36 |
VI | 37—39 | 40—42 | 43—45 |
VII | 46—48 | 49—50 | 51—54 |
VIII | 55—57 | 58—60 | 61—63 |
IX | 64—66 | 67 | 68—69 |
X | 70—71 | 72—73 | 74—76 |
XI | 77 | 78—80 | 81—84 |
XII | 85—87 | 88 | 89—90 |
XIII | 91—93 | 94—96 | 97—100 |
XIV | 101—102 | 103 | 104 |
XV | 105 | 106 | 107—108 |
XVI | 109—111 | 112—114 | 115—117 |
XVII | 118:1—72 | 118:73—131 | 118:132—176 |
XVIII | 119—123 | 124—128 | 129—133 |
XIX | 134—136 | 137—139 | 140—142 |
XX | 143—144 | 145—147 | 148—150 |
Псалом 151 , имеющийся в греческой и, соответственно, славянской Библии, примыкает к концу 20-й кафизмы; в храмовом богослужении, однако, он не используется.
Богослужебное употребление
В храме
Для богослужебного использования Псалтирь распределена между вечерней и утреней таким образом, чтобы в течение недели прочитывались все 20 кафизм. В нормальном случае кафизмы читаются подряд, одна на вечерне, две на утрени, при этом принимаются во внимание следующие соображения:
- Неделя начинается с воскресенья, поэтому первая кафизма читается на воскресной вечерне, то есть в субботу вечером;
- В праздник, если накануне служилось Всенощное бдение , кафизмы на вечерне не положено. Поскольку Устав предполагает совершение бдения накануне каждого воскресенья, в воскресенье вечером кафизмы не бывает.
- 17-я кафизма, «непорочны», должна была бы читаться утром в пятницу. Поскольку, однако, в будние дни эта кафизма уже читается на полунощнице, то она (вкупе с предшествующей ей 16-й кафизмой) переносится на субботу.
Соответственно, распределение кафизм в обычные периоды года выглядит следующим образом (вечерня в данной таблице относится к литургическому дню, то есть, например, воскресная вечерня — это вечерня в субботу вечером):
День | Вечерня | Утреня |
---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3, (17) |
Пн | — | 4, 5 |
Вт | 6 | 7, 8 |
Ср | 9 | 10, 11 |
Чт | 12 | 13, 14 |
Пт | 15 | 19, 20 |
Сб | 18 | 16, 17 |
На вечерне праздника, имеющего полиелей или выше, рядовая кафизма оставляется, а вместо неё поётся та же первая кафизма, что и на воскресной вечерне, но лишь первая её статия (т. н. «Блажен муж» ). На вечерне накануне великих Господних праздников кафизмы не бывает вовсе (за исключением вечера субботы, когда положена 1-я кафизма, и вечера воскресенья, когда поётся «Блажен муж»). Кафизмы на утрени положены всегда, даже в великие праздники (за исключением Пасхальной седмицы, имеющей особый богослужебный устав).
В осенне-зимний период года (с 22 сентября по 20 декабря и от 15 января до субботы в седмице мытаря и фарисея) порядок чтения кафизм несколько изменяется. Кафизма, положенная в будние дни на вечерне, переносится на утреню того же (календарного) дня, таким образом, на утрене читается 3 кафизмы, а на вечерне — всегда кафизма 18. При этом в пятницу и субботу на утрени по-прежнему две кафизмы, в субботу вечером по-прежнему 1-я кафизма, и в воскресенье вечером по-прежнему кафизмы нет.
Особое расписание чтения кафизм используется во время Великого поста . В этот период Псалтирь прочитывается в течение недели не один, а два раза. Для достижения этой цели кафизмы читают не только на вечерне и утрени, но и на часах, после обычных псалмов. Во все седмицы Великого поста, кроме пятой, используется следующее расписание:
День | Вечерня | Утреня | 1 Час | 3 Час | 6 Час | 9 час |
---|---|---|---|---|---|---|
Вс | 1 | 2, 3 | — | — | — | — |
Пн | — | 4, 5, 6 | — | 7 | 8 | 9 |
Вт | 18 | 10, 11, 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср | 18 | 19, 20, 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чт | 18 | 6, 7 ,8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Пт | 18 | 13, 14, 15 | — | 19 | 20 | — |
Сб | 18 | 16, 17 | — | — | — | — |
На пятой седмице Великого поста в четверг читается Великий канон прп. Андрея Критского . Ввиду этого расписание на этой седмице перестроено таким образом, чтобы на утреню четверга приходилась только одна кафизма. Есть также альтернативное расписание, для тех случаев, когда на четверг приходится Благовещение и чтение Великого канона переносится на вторник.
На Страстной седмице Псалтирь прочитывается один раз, с понедельник по среду включительно, после чего чтение кафизм оставляется полностью (за исключением Непорочных, поемых с похвалами на утрени Великой Субботы).
На Светлой седмице кафизм не положено.
В домашней (келейной) молитве
Псалтирь широко используется также в домашней или келейной молитве. Её можно читать либо как замену храмового богослужения, которое молящийся не смог посетить, либо самостоятельно, как часть молитвенного правила. Для этой цели в большинстве изданий православной Псалтири после кафизм печатают особые покаянные тропари и молитвы.
При чтении Псалтири за покойников к кафизмам добавляют специальные молитвы.
Примечания
- Дата обращения: 30 октября 2015. 4 марта 2016 года.
- греч. кафедра
- Здесь и далее нумерация псалмов приводится согласно Септуагинте
- По первым словам этого псалма «Блаже́ни непоро́чнии в путь,…»
- Относительно числа «Аллилуиа» имеются разногласия. В дониконовском обряде «Аллилуиа» читается два раза, так как читаемое далее «Слава Тебе, Боже» считается тем же славословием, но переведённым на славянский язык. В современном же обряде «Аллилуиа» читается трижды, а уже затем «Слава Тебе, Боже».
- Положена в определённые периоды года, на практике, однако, в большинстве случаев заменяется полиелеем .
- Устав предполагает пение или чтение всех трёх псалмов полностью, на практике, однако, часто поются лишь избранные стихи из этих псалмов.
Ссылки
- (недоступная ссылка с 12-02-2017 [2567 дней])
Литература
- Полный православный богословский энциклопедический словарь, т. 2, Спб.: изд-во П. П. Сойкина, 1913.
- Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971.
- 2021-08-16
- 1