Варваци (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Воцерковле́ние — особый обряд в богослужебной практике исторических церквей ( церк.-слав. «Чин воцерковления отрочати» ), совершаемый в 40-й день после рождения младенца . Чин воцерковления включает благодарственные молитвы и предполагает благословение матери и младенца, вхождение их в ряды членов Церкви , если ребёнок уже был крещён. Пресвитер молится над матерью в притворе , прочитывает так называемые «очистительные» молитвы , чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и участвовать в Евхаристии .
В современной практике воцерковле́нием иногда называют также постепенное введение в основы веры и благочестия ( катехизация ) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения или уже крещённого ранее (например в детстве).
Еврейская практика была основана на книге Левит ( Лев. ), в которой описывается, церемониальный обряд, который должен выполняться для того, чтобы восстановить ритуальную чистоту женщины. Считалось, что роженица остаётся нечистой из-за послеродовых выделений . Этот обряд был частью церемониала, а не морального закона.
Обычай благословлять женщину после родов имеет основанием описание очищения Пресвятой Девы Марии , упомянутое в Евангелии от Луки ( Лк. ): «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу.» Принесение младенца Иисуса Христа в Иерусалимский Храм его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания .
В Католической церкви чин воцерковления был исключён из практики в 1960-е годы после решений Второго Ватиканского Собора .
В Англиканской церкви чин «воцерковления женщин» используется и в настоящее время. В Епископальной церкви чин «воцерковления женщин» после родов совмещается с презентацией ребёнка церковной общине.
В настоящее время бытует неканоническое употребление термина — воцерко́вленные ( воцерковл ё нные — неправильно ) в отношении православных христиан, не просто принявших крещение, но регулярно участвующих в богослужениях и в церковной жизни, стремящихся жить по-христиански и поддерживающих социальные отношения в пределах своей церковной общины.
В социологию религии понятие «воцерковление» было введено В. Ф. Чесноковой , которая определила его как
добровольное признание человеком влияния Церкви через усвоение себе установленного в ней образа жизни и образа мыслей. При этом усвоение образа мыслей происходит параллельно и в тесной связи с усвоением образа жизни. Этот последний именно и является проводником устойчивого влияния Церкви на человека, позволяющего человеку со временем выработать себе новое отношение к миру и к себе самому .
Она же предложила шкалу воцерковленности, включающую пять уровней .
В данном значении термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии , но чаще всего речь идёт о православии . Воцерковленных, то есть прихожан , нередко противопоставляют невоцерковленным , « прохожанам », « захожанам » (крещёным, считающим себя православными, но религиозно невежественным или пренебрегающим богослужениями и таинствами церкви).
В соответствии с данными Фонда общественного мнения , в 2010 году количество воцерковленных православных христиан в Российской Федерации составляло около 4 % .