Текстомузыка́льная фо́рма
(в альтернативной орфографии —
тексто-музыкальная форма
) — тип
музыкальной формы
, специфика которой определяется строением молитвословного или поэтического текста.
Краткая характеристика
В
песенных формах
текстомузыкального типа логика формы (конструкции) выявляется через
каденционный
план, в котором удельный вес музыкальных каденций определяется значимостью соответствующих отделов поэтической формы: самая слабая каденция внутристрочная, самая сильная генеральная и т.д.
Текстомузыкальная форма как тип господствует в культовой музыке с древнейших времен до наших дней. В светской европейской музыке текстомузыкальная форма доминировала до начала XVII века (условно проводимая демаркационная линия — «Le nuove musiche»
Дж. Каччини
). С тех пор об исторических разновидностях музыкальных форм (
рондо
,
соната
и т.п.) говорят как об «
абсолютных
», или «
автономных
», т.е. специфика их структуры описывается как имманентно музыкальная, вне зависимости от текста (реального в вокальной музыке или подразумеваемого в инструментальной).
Примеры текстомузыкальных форм: сколий Сейкила (древнегреческая песня), все жанры (формы)
григорианского хорала
(например,
секвенция
,
гимн
,
респонсорий
и т.д.), византийской и древнерусской монодии (см.
Знаменный распев
), формы восточной
макамо
-
мугамной
традиции, все
твёрдые формы
во французской музыке XIII–XIV вв. (
баллата
,
виреле
,
рондо
),
лэ
труверов и
лейх
миннезингеров, форма
бар
мейстерзингеров
и
протестантского хорала
,
кондукт
,
мотет
и
месса
нидерландской полифонической школы
, итальянские
мадригалы
XVI — начала XVII веков (
Монтеверди
,
Джезуальдо
и др.), французские (
шансон
), немецкие (
Lied
), итальянские (
канцонетта
,
вилланелла
,
фроттола
), испанские (
вильянсико
,
романс
) многоголосные песни XV — XVI веков и др.
Из истории термина
В англоязычном музыкознании используются похожие термины
англ.
poetic musical form
и (чаще)
англ.
musico-poetic form
. В итальянском языке используется термин
итал.
forma poetico-musicale
, во французском —
forme poético-musicale
и т.д.
Термин «текстомузыкальная форма», в России введённый в трудах
Ю. Н. Холопова
, предполагает не только поэтические формы (стихи), но и любые тексты (прежде всего, молитвословную прозу), которые были положены в основу сотен музыкальных композиций. Образцовый анализ гармонии с учётом особенностей текстомузыкальный формы Холопов даёт на примере
мотета
Палестрины
«Quam pulchra es»
.
Примечания
-
Например, в статьях
В.Апеля
(
Apel W.
, ed. French secular music of the late 14th century. Cambridge, Mass., 1950, p.5; также в его
Гарвардском музыкальном словаре
в статьх
Barzeletta
,
Frottola
) и Р. Фалька (
Falk R.
Rondellus, сanon, and related types before 1300 // JAMS 25 (1972), p.38-57).
-
Например,
Petrobelli P.
Nino Pirrotta // Acta Musicologica 70/2 (1998), p.XIV (по отношению к старинной вокальной музыке Италии);
Mathiesen T.
Apollo's lyre. Lincoln; London, 1999, p.58 (античная музыка);
его же
, Plutarchus //
The New Grove Dictionary of Music and Musicians
. L., N.Y., 2001;
Maniates M.R.
Mannerism in Italian music and culture, 1530-1630. Manchester, 1979, p.129 (музыка эпохи Возрождения);
Duffin R.W.
A performer's guide to medieval music. Bloomington (Indiana), 2000, p.185 (средневековая музыка);
Page C.
Latin poetry and conductus rhythm in medieval France. London: Royal Musical Association, 1997, p. 31.
-
Например, см. в статье «Barzeletta» Музыкальной энциклопедии Риццоли-Рикорди (vol. 1. Milano, 1972: p.251), в статье
Fiori A.
L'Italia dell'ars nova // Atlante storico della musica nel Medioevo, a cura di V.Minazzi e C.Ruini. Milano: Editoriale Jaca Book, 2011, p.256.
-
Например, в
от 20 апреля 2021 на
Wayback Machine
.
-
Впервые — в статье: Форма музыкальная //
МЭ
5 (1981), стлб.882, затем в статье «О гармонии Шютца» (1985).
-
Холопов Ю.Н.
Гармонический анализ. Ч.1. М., 1996, с.11-25.
Литература
-
Gennrich, Friedrich.
Grundriss einer Formenlehre des mittelalterlichen Liedes als Grundlage einer musikalischen Formenlehre des Liedes. Halle (Saale), 1932.
-
Winn J.A.
Unsuspected eloquence: a history of the relations between poetry and music. New Haven, CT, 1981.
-
Harrán D.
Word–tone relations in musical thought: from Antiquity to the seventeenth century // Musicological Studies and Documents, vol. 40. Neuhausen-Stuttgart, 1986.
-
Stevens J.
Words and music in the Middle Ages: Song, narrative, dance and drama, 1050–1350. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
-
Холопов Ю.Н.
Форма музыкальная //
Музыкальный энциклопедический словарь
. Москва, 1990, сс.580-583.
-
King, Jonathan.
Text-setting // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. Vol. 25. New York, 2001.
-
De la Motte, Diether
. Gedichte sind Musik. Musikalische Analyse von Gedichten aus 800 Jahren. Kassel: Bärenreiter, 2002.
-
Холопов Ю.Н.
Гармония. Практический курс. ч.2. М., 2005 (с.503).
-
Холопов Ю.Н.
Введение в музыкальную форму. Москва, 2006 (особенно см. сс. 84-87, 272, 275, 335, 390).
Ссылки
-
Автореферат дисс. канд. иск. Москва: Московская гос. консерватория, 2014
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|