Рулевое колесо
- 1 year ago
- 0
- 0
Колесо года ( англ. Wheel of the Year ) — ежегодный цикл традиционных праздников , существующий у последователей Викки и европейских неоязычников , признающих викканский календарь. Цикл представляет собой современную компиляцию из народно-католических и дохристианских праздников кельтских и германских народов Европы, известных из средневековых письменных источников и этнографических записей Нового времени .
Состоит из восьми праздников , интервал между датами которых составляет приблизительно шесть недель: это главные солнечные события года ( солнцестояния и равноденствия ) и промежуточные точки между ними. В основе этого цикла лежат наблюдаемые с Земли изменения пути Солнца по небесной сфере в течение года, в соответствии с представлениями царившей в фольклористике XIX века мифологической школы .
Наблюдение за сменой времён года было важно для многих людей, как древних, так и современных. Праздники «Колеса» в той или иной степени основаны на народных традициях, независимо от реальных исторических языческих практик .
Среди виккан праздники цикла называются также саббаты , или шабаши ( англ. sabbats ): основатель Викки Джеральд Гарднер утверждал, что этот термин был передан из средневековья, когда терминология еврейского шаббата была перенесена на прочие «еретические» торжества .
Восьмилучевое «Колесо года» — современное изобретение. Многие исторические языческие и политеистические традиции отмечали различные равноденствия, солнцестояния и дни между ними как сезонные или аграрные праздники. Но ни в одной традиции не отмечались все восемь праздников, имеющиеся в современном синкретическом «колесе», популярном в неоязычестве.
К концу 1950-х годов два британских неоязыческих общества — викканский ковен «Брикет-вуд» и неодруидический «Орден бардов, оватов и друидов » — приняли восьмеричный ритуальный календарь, чтобы проводить более частые торжества и более точно увязать празднования между двумя этими обществами.
Из-за раннего влияния Викки на неоязычество и синкретического сочетания англосаксонских и кельтских мотивов, наиболее часто используемые английские названия праздников Колеса года, как правило, являются кельтскими и германскими, даже когда празднования не были основаны на этих культурах.
Относительно того, какой праздник считать первым в году, единого мнения нет — в викканской традиции это Самайн ( Хэллоуин ), в скандинавской — Йоль.
Названия и даты ряда праздников имеют соответствия в современных народных традициях и аналоги в других религиях: англ. Easter « Пасха » — Остара, Сретенье ( англ. Candlemass ) совпадает по дате с Имболком, Хэллоуин — с Самайном и т. д. У скандинавских народов Йоль ( фин. Joulu ) используется для наименования Рождества .
Традиционно эти праздники связываются с кельтской традицией (так, Самхейн часто называют кельтским Новым годом), тем не менее эти праздники существуют у многих некельтских народов Европы, в том числе неиндоевропейских (например, у финнов в указанные дни существуют праздники со сходной обрядностью).
Был канун праздника Юлтайд, и хотя теперь его называют Рождеством, все в глубине души знают, что он старше Вифлеема и Вавилона, старше Мемфиса и вообще человечества.
— Говард Лавкрафт , «Праздник»
— Беллетэйн! — проворчала она вдруг, и он почувствовал, как она напрягается и как напружинивается рука, прижатая к его груди. — Веселятся. Празднуют извечный цикл обновления природы. А мы? Что делаем здесь мы? Мы, реликты, обреченные на вымирание, на гибель и забвение? Природа возрождается, повторяется цикл. Но не мы, Геральт. Мы не можем повторяться. Нас лишили такой возможности.
— Анджей Сапковский , « Меч Предназначения », рассказ «Нечто большее»
Структура литургического года: празднование восьми сезонных праздников – «саббатов» – чаще всего дни солнцестояний и равноденствий и 4 «великих Саббата» (31 октября / 1 ноября, 1/2 февраля, 30 апреля / 1 мая, 1 августа), а также «эсбатов» – ритуалов, приуроченных к определенным фазам луны (новолуние и/или полнолуние). Такая структура литургического года, впрочем, одинакова для виккан и многих других неоязычников, включая даже некоторые варианты родноверия.
— Гальцин Д. Д.